наверх
26.04.202407:12
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Донбасс между федерализацией и децентрализацией

Демилитаризация Донбасса (666)

(обновлено: )212870
Минские соглашения, которым скоро исполняется год, смогли выполнить свою основную задачу – не допустить масштабной войны на востоке Украины с масштабным же количеством жертв.
Линия оборонительных сооружений в Донбассе

Иннокентий Адясов, политэксперт

Минские соглашения так и не смогли создать условия для достижения устойчивого мира и решить вопрос с будущим Донбасса (причем речь идет не только о территориях "народных республик", но и о всей территории Донецкой и Луганской областей).

К сожалению, минские соглашении в части реинтеграции территорий "народных республик" в единое экономической и финансовое пространство Украины так и остались невыполненными.

Читайте также: Порошенко: постараюсь, чтобы поправки о децентрализации вступили в силу

Экономическая ситуация в непризнанных республиках близка к коллапсу, но и экономическое положение в тех частях Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем Киева, тоже нельзя назвать удовлетворительным.

Произошел разрыв единого экономического комплекса (это касается и вопросов энергетики и транспорта), и без восстановления единства этого пространства сложно ждать каких-либо экономических прорывов.

Но вопросы экономики, как всегда, упираются в вопросы политики, и без политического решения о будущем Донбасса нельзя говорить и о каких-либо будущих экономических моделях для этого региона.

План Меркель, Олланда и Назарбаева

Как известно, еще в феврале 2015 года канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд разработали некий мирный план урегулирования для Донбасса.

Президент Франции летал обсуждать его в Астану с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в декабре 2014 года.
И тогда впервые президент Франции признал право на автономию за Донбассом в составе Украины.

Но тогда  условный план "Олланда – Меркель – Назарбаева" так и не был озвучен: на востоке Донбасса возобновились широкомасштабные боевые действия и компромисс был найден в формате "Минска-2".

По некоторым утечкам из Брюсселя, европейская дипломатия сейчас вновь может  вернуться к наработкам конца 2014 года.

В конечном счете, план предусматривает отказ от формата ДНР–ЛНР и создание на  всей территории Донецкой и Луганской
областей единой автономии с широкими правами в составе Украины.

Читайте также: ОБСЕ не знает точно, кто ответственен за обстрелы аэропорта Донецка

Руководитель новой автономии до проведения выборов по новому закону автономии должен назначаться консенсусом участников "Нормандской четверки". Ополчение "народных республик" должно быть или разоружено, или войти в состав новой милиции автономии.

Украина, со своей стороны, должна отвести основную часть вооруженных формирований с территории новой автономии.

Возможен ввод некого контрольного контингента для поддержания мира в автономии на переходный срок.

И главное – создание зоны свободной торговли новой автономии с Россией, что должно привлечь инвесторов и тем самым дать необходимые средства для восстановления Донбасса.

Многие положения плана, безусловно, спорные и потребуют радикального изменения "минского формата", но, по крайней мере, создают некую "дорожную карту" для будущего Донбасса.

Смотрите также: Порошенко: не будет никакой федерализации

Европейская дипломатия (и отдельно Ангела Меркель и Франсуа Олланд) явно хотят избежать возобновления полномасштабных боевых действий на востоке Украины, и их дипломатическая активность на этом направлении будет возрастать.

Нурсултан Назарбаев может стать тем посредником, который будет искать компромисс между Москвой и Киевом в ходе обсуждения возможных новых мирных инициатив.

Киев не хочет говорить о федерализации 

Безусловно, без согласия Киева любая (даже детально продуманная) мирная инициатива останется на бумаге.
Сейчас очень сложно представить, что Киев при таком составе Верховной Рады и правительства сможет спокойно обсуждать идею единой автономии Донбасса.

Даже очень осторожные и половинчатые предложения президента Порошенко об изменениях Конституции Украины в плане  предоставления  особых прав самоуправления территориям "народных республик" грозит спровоцировать новый парламентский кризис.

Это даже при том, что Порошенко всячески избегает термина "федерализация" – на сайте Верховной Рады Украины 15 июля был обнародован проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти.

"Децентрализация власти в Донбассе" предусматривает, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.

Сейчас для Порошенко любое заявление о возможности создания единой автономии в Донбассе равноценно политическому самоубийству.
Но ситуация на Украине развивается весьма динамично и главное – в украинском обществе есть сформированный запрос на мирное решение проблемы Донбасса.

Создание единой автономии на территории Донецкой и Луганской областей с широкими полномочиями, прежде всего в экономической сфере, в скором будущем может стать тем прорывом к миру (пусть и неидеальным), с которым будет готово согласиться  большинство украинского общества.

Стремительно ухудшающаяся ситуация в экономике Украины и фактический коллапс торговых отношений с Россией (объем экспорта товаров в РФ в январе-мае текущего года в сравнении с подобным периодом 2014-го года снизился на 60,3%) также делают идею единой автономии Донбасса с ЗСТ с РФ весьма привлекательной для огромного числа украинских товаропроизводителей.

Москва не дает прямого ответа

Формально Россия еще в июне опровергла  факт своей заинтересованности в создании единой автономии на Донбассе и пересмотра status quo на востоке Украины.

15 июня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг сообщения украинских СМИ о том, что Москва якобы выдвинула ряд предложений для выхода из тупика на Донбассе.

Российскую позицию понять можно – никто не хочет быть обвинен в срыве Минского процесса.

Но российская дипломатия просто не сможет игнорировать возможные новые мирные инициативы как ЕС, так и своего союзника по ЕАЭС Казахстана.
Видимо, Москва будет руководствоваться в вопросе создания единой автономии на Донбассе базовыми принципами своей политики в украинском вопросе, и решение будет приниматься после детальных переговоров со всеми заинтересованными сторонами (ведь и сейчас основные для урегулирования минские соглашения стали итогом многих компромиссов).

Как возможный новый формат поможет закрепить мир, как будет решен вопрос русского языка и прямых экономических отношений с Россией (ведь Москва, соглашаясь на создание ЗСТ в автономии, вынуждена  будет открыть свой рынок для украинских и, возможно, реэкспортных товаров из ЕС и взять на себя  другие обязательства экономического характера)?

Кроме того, России придется взять на себя, в случае запуска процесса создания единой автономии на Донбассе, роль гаранта интересов уже существующих "народных республик", и убедить их руководство и население в необходимости такого процесса.
Задача однозначно нелегкая.

Создание единой автономии на Донбассе и установление постоянного мира  на востоке Украины потребуют гигантских дипломатических усилий и постоянно действующей переговорной площадки (с безальтернативностью Минска в качестве такой базовой площадки сейчас согласны все задействованные в мирном процессе стороны).

Ясно, что план по созданию единой автономии на Донбассе по очень многим причинам может быть не осуществлен и рано или поздно окажется в дипломатическом архиве. Но совершенно ясно и то, что мирный процесс на Донбассе нуждается в импульсе, и поиски новых форматов урегулирования будут идти постоянно.

Самое читаемое
    Темы дня