наверх
20.09.202014:15
Курсы валют НБУ
  • USD28.17+ 0.06
  • EUR33.35+ 0.17

Бортник: зимой нас ждут масштабные бои в Донбассе, а потом – "Минск-3"

Переговоры по Донбассу (571)

(обновлено: )222340
Киев и республики Донбасса пока не слышат друг друга, ситуация на востоке Украины чревата новыми обострениями, которые могут привести к необходимости условного "Минска-3".

Беседовал Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Одностороннее выполнение Киевом и республиками Донбасса минских соглашений "умножает на ноль" планы реинтеграции неподконтрольных территорий – об этом в интервью РИА Новости Украина рассказал директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Очередная встреча в Минске прошла без особых результатов… Каков ваш прогноз дальнейшего течения переговоров в Минском формате?

– В четверг будет важная встреча на уровне министерства иностранных дел Российской Федерации и госдепа США. Насколько мне известно, господин Карасин будет встречаться с госпожой Нуланд.

Обещано, что на этой встрече представители РФ и США сядут за стол, возьмут в руки минские соглашения и пройдутся по пунктам, обсудят, как какой пункт кто не выполняет и почему не реализуется минский путь урегулирования на востоке Украины.

Пока что до дедлайна еще далеко – минские соглашения рассчитаны на реализацию до конца года. И пока стороны не настроены на компромисс, не настроены уступать – а компромисс, это, в любом случае, взаимные уступки – и пытаются переиграть друг друга в дипломатической, военной, экономической сферах, пытаются максимально повысить ставки.

Поэтому весь этот диалог, который начался еще в феврале текущего года и продолжается до сегодняшнего дня – крайне малоэффективен, а в политической части он вообще не эффективен.

Политического диалога относительно модальности проведения выборов, это пункты 4 и 12 минских соглашений, относительно децентрализации в Конституции Украины вообще не начато.

Более того, даже экспертного диалога, к сожалению, нет. Так, в Украине нет анализа конституционных предложений, которые выдвинули так называемые республики. Здесь полная взаимная глухота и немота, это демонстрирует, что пока политики не намерены договориться.

Если говорить о политической части соглашений, стоит вспомнить, что особый статус Донбасса упомянут в проекте изменений в Конституцию Украины только как ссылка на соответствующий закон в переходных положениях. Согласятся ли с таким подходом республики Донбасса? Ведь закон можно в любое время изменить…

– Думаю, такие опасения есть у лидеров так называемых ДНР и ЛНР. Кроме того, даже в самом законе об особом порядке местного самоуправления Донецкой и Луганской областей, который принят и действие которого отстрочено на период после выборов, содержатся многочисленные ссылки на другие законы, в том числе и на не существующие еще, которые, конечно, парламент в любой момент в ручном режиме может урегулировать.

Децентрализация в Украине началась как раз с минского переговорного процесса, и децентрализация в части местного самоуправления, прежде всего, подразумевала урегулирование на востоке Украины и создание процедуры и условий политической реинтеграции ДНР и ЛНР в Украину.

Читайте также: Банки Украины. Хроника падения

Но мы видим, что в текущей версии децентрализации ситуация на Донбассе абсолютно не отображена: сделана ссылка на какие-то дальнейшие переговоры, и первоначальная цель, к сожалению, абсолютно упущена.

Такой вариант не будет воспринят в так называемых республиках, он не будет поддержан в Российской Федерации. Он имеет шанс на существование только в том случае, если параллельно будет заключено дополнительное международное соглашение при участии всех ключевых гарантов.

Только в таком случае этот вариант имеет хотя бы небольшие шансы на реализацию.

Что же делать, как вы считаете?

На самом деле все, что касается Донбасса, необходимо изначально закреплять в Конституции, потому что надо следовать обязательствам минских соглашений – урегулирование не должно быть сиюминутным, а должно быть, что говорится, навсегда.

Поэтому, если бы украинским лидерам и экспертной среде хотелось мирного урегулирования, какого-то решения, я бы все-таки предложил писать отдельный раздел по Донбассу, где четко надо изложить минские договоренности и расписать шаги по их реализации.

Это должен быть раздел в самой Конституции?

– Да, в Конституции. В части местного самоуправления добавить еще один раздел, где добавить комплекс статей – я насчитал, что их должно быть не менее 10-12, для того чтобы урегулировать этот вопрос. Только тогда у нас появится шанс действительно договориться, с одной стороны, и, с другой стороны, будет выбита социальная почва под дальнейшими попытками сепаратизма.

В республиках собираются провести местные выборы в октябре и в ноябре. Насколько это реально, какие будут последствия?

– Они будут проведены, но, конечно, международное сообщество, ОБСЕ эти выборы не признают. Хотя, конечно, с технологической точки зрения эти выборы, в отличие от так называемых парламентских выборов и референдумов на этих территориях, они будут, скорее всего, более совершенны, потому что власть там стабилизировалась.

Но выборы все равно не будут признаны.

Цель этих выборов, мне кажется, только одна – политическая: руководство этих республик не хочет оказаться в ситуации, когда 1 января 2016 года их обвинят в том, что они не провели выборы в соответствии с минскими соглашениями.

Никакого диалога относительно модальности выборов нет, в Украине ведь выборы тоже пройдут 25 октября в одностороннем порядке, то же самое сделают и республики – чтобы сказать: "мы тоже провели выборы, мы тоже выполнили минские соглашения. Украина считает, что выполнила, и мы считаем, что выполнили".

Все это просто умножит на ноль переговоры по реинтеграции территорий (ДНР и ЛНР – ред).

Каков ваш прогноз развития ситуации в зоне АТО? Оттуда постоянно поступают сообщения об обстрелах, стороны регулярно обвиняют друг друга в нарушениях…

– Я думаю, что в течение лета нас ожидают вялотекущие боевые действия с возможными эскалациями по типу Марьинской, вокруг ключевых точек возле населенных пунктов.

Ближе к концу года, осенью и зимой, в связи с политической дестабилизацией в Украине, с ухудшением социально-экономического положения и в Украине, и на неподконтрольных территориях, нас, скорее всего, ожидает новая большая эскалация по примеру Дебальцево, по примеру событий января-февраля этого года.

Затем последует, условно говоря, "Минск-3" – скорее всего, в январе-марте 2016 года, где будут учтены ошибки "Минска-1" и "Минска-2". И будут выработаны не просто принципы урегулирования, а реальная дорожная карта, реальный план урегулирования.

Читайте также: Почем в Украине огнестрельное оружие

Конечно, такой прогноз можно сделать, исходя из нынешнего тренда, а тренды достаточно быстро могут меняться. Ключевые вопросы – политическая стабилизация в Украине, социально-экономическая ситуация, 1 января 2016 года, как день окончания (срока) реализации минских соглашений и вопрос санкций в отношении России.

Вот четыре ключевых маркера, изменение каждого из которых может сразу изменить тренд.

Самое читаемое
    Темы дня