наверх
29.03.202416:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Изменения в Конституцию: особый статус регионов это и есть узурпация власти

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )253291
Украинскому Основному Закону катастрофически не повезло с процедурой его принятия и не везет с попытками внести в него изменения. Это старая украинская традиция, но Конституция и люди продолжают страдать.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Конституции Украины катастрофически не повезло с процедурой ее принятия и не везет с попытками внести в нее изменения начиная с 1996 года, когда Конституция принималась ночью, под давлением министров и угрозами от президента распустить парламент и, заканчивая 16 июля 2015 года, когда "продавливать" свои поправки в Верховную Раду пришел пятый президент Украины в сопровождении премьер-министра и руководства иностранных государств.

Основные баталии под куполом Рады относительно того, принимать или не принимать поправки в Конституцию закончились компромиссным решением, когда 288 народных депутатов проголосовали за то, чтобы направить Проект Закона "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)" № 2217 от 01.07.2015 в Конституционный Суд Украины.

В течение 72-х минут (с 12:47 до 13:59 16 июля) основной темой для обсуждения стали заключительные/переходные положения Конституции, а точнее пункт 18 Заключительных положений, который гласит: "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом". Никакие иные изменения не обсуждались. А зря. Потому что тема "особого статуса", как туман скрыла массу рисков и угроз, которые несет в себе предлагаемая замена модели управления государством с парламентско-президенской на президентско-парламентскую. Причем прописано данное изменение в неявном виде. Но дьявол, как гласит народная мудрость, кроется в деталях.

Несмотря на то, что законопроект был подан 1 июля, за две недели, которые потребовались до рассмотрения его в сессионном зале, он успел измениться. И голосовали народные депутаты уже за редакцию от 15 июля, которую до момента голосования по сути никто и прочитать-то не успел. Поэтому, у парламентариев не было возможности обратить внимание на следующие интересные моменты:

1. Вместо децентрализации изменения в Конституцию предлагают повысить уровень контроля над регионами со стороны президента и правительства и отделить местную общину от исполнительной власти на местах вообще.

2. В Украине изменяет административно-территориальное устройство, причем изменяется настолько хитро, что большая часть административно-территориальных единиц вообще не будет иметь легитимных органов местного самоуправления.

Читайте также: Конституционная реформа. В какой стране мы будем жить?

3. Так, согласно ст. 133 систему "административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: общины, районы, регионы". Здесь смешиваются два принципиально разных явления — регионы и районы это административно-территориальные единицы государства, а общины это единицы самоуправления, самозащиты и самообеспечения общества. Община не может являться территориальной единицей, община является единицей самоуправления, которая, кстати, может быть атерриториальной, топологически устроенной сетевым образом – общины могут объединяться даже не по территориальному признаку (т.е. интегральные общины могут состоять из не соседних общин).

     a. Согласно предложенным изменениям в админ-тер. устройство легальные органы местного самоуправления будут иметь только… районы! Поскольку ни Советов общин, ни Советов регионов в Конституции не предусмотрено. Однако, предусмотренные областные советы и городские советы, но… таких административно-территориальных единиц как область или город в Конституции не будет. Упоминание о советах общин есть только в статье 150, которая относится к полномочиям Конституционного Суда Украина (КСУ) по отмене актов органов местного самоуправления.

    b. Статья 140 содержит абстрактное и декларативное понятия: "Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления путем самостоятельного регулирования общественных дел местного значения и управления ими в рамках Конституции и законов Украины". Её дополняет ст. 143, предполагающая, что территориальная община непосредственно или через органы местного самоуправления общины в соответствии с законом (которого нет – Авт.): управляет имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждает бюджет, устанавливает местные налоги и сборы и т.д. Но… если кто сможет разработать действующий механизм выполнения всего этого коллективом местной общины численностью в несколько десятков, а то и сотен тысяч членов, то его имя войдет в историю мирового права наряду с пророком Моисеем и царем Хаммурапи.

Читайте также: Конституционная реформа или конституционный переворот

    c. Регионы же вообще никаких органов местного самоуправления иметь не смогут, это в принципе не предусмотрено. Зато предусмотрено создание Советом областей, которых не существует в качестве административно-территориальных единиц согласно ст 133.

    d. Если формально толковать положения изменений в статьи 85, 133 и 140 о том, что такое община и что с ней может делать Верховная Рада, то оказывается, что парламент получит право уничтожать всех членов территориальной общины. Именно так можно трактовать положения ст.85 о том, что ВРУ имеет право создавать и ликвидировать общины.

4. Органы местного самоуправления не смогут вообще никак осуществлять свои властные полномочия самостоятельно, так как за их деятельностью будут наблюдать некие префекты, получающие право на основании своих собственных подозрение приостанавливать любой акт органов местного самоуправления. Согласно положениям ст. 119, префект на соответствующей территории: 1) осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления; 2) координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением ими Конституции и законов Украины; 3) обеспечивает выполнение государственных программ; 4) направляет и организует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации; 5) осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины. Префект на основании и в порядке, определенном законом, издает акты, обязательные на соответствующей территории.

     a. То есть в актах префект может принять любое решение, осуществить любую правовое действие в пространстве компетенции местной общины, ибо в части 1 настоящей статьи всегда можно найти тот, или иной закон, во исполнение которого выдается акт префектом. Это означает, что уже через несколько месяцев после введения в действие новой Конституции будут выданы акты префектов, которые местные общины будут опротестовывать, а президент или Кабинет Министров тянуть с реакцией на протест. Более того, поскольку в этой статье еще и распределение компетенций между ними относительно пунктов (первый и четвёртый – за президентом, второй и третий – за  Кабмином), то они еще и футболить будут протесты между собой. То есть двойственность украинской исполнительной власти (президент и Кабмин) перемещается теперь на уровень конфликта между бесправными местными общинами и всевластными префектами.

    b. Так как акты могут издавать и префекты и органы местного самоуправления, непонятно чей именно акт будет иметь большую силу — выданный префектом или органами местного самоуправления. Приоритетность в Конституции не установлена.

    c. То есть на местах будут созданы два института исполнительной власти – община и префект, которые имеют схожие полномочия, но префекты получают право блокировать самоуправление общин напрямую, а общины лишь могут обращаться президенту и Кабмину с просьбами отменить акты префекта. При этом, префекты вообще никак не зависят от общины! Они назначаются и увольняются президентом по представлению Кабмина.

    d. Статья 106 позволяет президенту временно останавливать полномочия главы общины, состав совета общины, районного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного в случаях, определенных настоящей Конституцией, а именно – на основании приостановления префектом акта органов местного самоуправления. Таким образом, исполнительная власть на местах полностью переходит из общин к назначенным префектам на неопределенный срок. Потому что, согласно ст 144, время приостановки префектом действия актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины ничем не ограничено! И только в том случае, когда у президента появляется подозрение, что они нарушают Конституцию, он может обратиться в КСУ. Если КСУ сочтет подозрения справедливыми, то вслед за этим следует прекращение полномочий органов местного самоуправления и назначение новых выборов. Но… если подозрения президента окажутся необоснованными, то никакого механизма отмены актов префекта по приостановлению актов местного самоуправления – нет. Точно также как и положительное, для органов местного самоуправления, решение КСУ не влечет за собой немедленного восстановления их полномочий, ограниченных президентом на время рассмотрения его обращения в КСУ. Да, за необоснованность подозрений или нанесение материального вреда общине из-за приостановки акта местного самоуправления префект ни малейшей ответственности перед законом не несет. Это просто океан возможностей для коррупции.

5. Согласно п.17 Заключительных положений, после вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)" следующие очередные местные выборы пройдут в последнее воскресенье октября 2017 года. То есть депутаты и мэры, избранные в октябре 2015 года будут иметь полномочия всего лишь в течение двух лет.

Все вышеизложенное говорит о том, что предлагаемые изменения в Конституцию практически полностью лишают местное самоуправление возможностей проводить мало-мальски самостоятельную политику на местах и создают базу для узурпации власти президентом при содействии Кабмина. Вот что скрывается за туманом "особого статуса". Но на это внимания почему-то, парламентарии не обращают.

Самое читаемое
    Темы дня