наверх
19.06.202419:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Транш МВФ, выборы на Донбассе, скандалы Порошенко. Мнение политолога

(обновлено: )151712
Фракция "Батькивщина" заявила о переходе в оппозицию, к переговорному процессу на Донбассе украинская сторона привлекла эксперта по проведению выборов, а в ГФС анонсировали проверку каждого гражданина на предмет причастности бизнеса к оффшорам.
Международный валютный фонд. Архивное фото

 

Во фракции "Батькивщина" заявили о переходе в оппозицию. Данное решение озвучила глава партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. По ее словам, переговорный процесс о создании новой коалиции оказался бесперспективным.

Также стало известно, что украинская сторона в политической подгруппе Контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе привлекла к обсуждению модальности выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей координатора избирательных и парламентских программ гражданской сети "ОПОРА" Ольгу Айвазовскую. По словам Айвазовской, ее задачей в подгруппе является организация выборов, если таковые состоятся, по наиболее высоким стандартам.

Читайте также: Донбасс: стреляют беспрерывно — есть раненые

Кроме того, интересное заявление сделал глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. По его словам, ЕС напоминает о прописанном в коалиционном соглашении намерении изменить избирательную систему в Украине.

При этом не утихают страсти и вокруг "панамского скандала", связанного с обнародованием данных об оффшорах мировых лидеров. Напомним, что опубликованная информация касалась оффшорных активов 72 нынешних и бывших мировых высших чиновников, в числе которых оказался и Петр Порошенко. Во вторник, 5 апреля, глава ГФС Роман Насиров заявил о проведении проверок каждого гражданина Украины на предмет причастия к оффшорам.

Информационные итоги дня в эфире радиостанции Голос Столицы подводила политолог, председатель совета Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко.

Что означает переход "Батькивщины" в оппозицию? Состоится ли коалиция без Тимошенко?

– Я не думаю, что нам совсем не видать коалиции, но это все-таки создает определенного рода сложности.

Уже была информация, что несмотря на переговоры с "Батькивщиной" и с Олегом Ляшко, основные шаги по созданию коалиции будут осуществляться с помощью мажоритарных депутатов, внефракционных. Я думаю, что коалиция будет создана ровно для того, чтобы проголосовать за новую кандидатуру премьера. А дальше мы будем иметь дело с теми же ситуативными голосованиями.

Ведь не случайно же Тимошенко заявила, что какие-то прогрессивные, европейские законопроекты они будут поддерживать. Кроме того, 227 голосов – это нестойкая коалиция, возникает вопрос общественной легитимности. Я не думаю, что это очень критично, но это настрой на постоянное расшатывание ситуации и заявка на досрочные парламентские выборы.

Нужна ли нам вообще коалиция? Страна не разваливается, все потихоньку работает…

– Может, страна и не разваливается, но риски увеличиваются. Очередной транш МВФ не приходит, и понятно, что в сложившейся ситуации политической – ни войны, ни мира – этого транша не будет. После визита президента в Вашингтон тоже нам дали понять определенного рода нюансы.

Зачем в политическую подгруппу Контактной группы по Донбассу привлекли представителя сети "ОПОРА"? Это говорит о подготовке к выборам на Донбассе?

– Модальность выборов, если говорить про формулировку, это 4 пункт протокола минских соглашений. Сама по себе модальность – это определенное долженствование: что должны означать выборы, какими они должны быть, как проходить. И, на мой взгляд, это достаточно позитивный шаг – привлечение общественного активиста.

Ольга – сильный избирательный эксперт. И это указывает на то, что украинская сторона, очевидно, ищет свою модальность в этом процессе. Она у нас уже есть, озвучивается около года: это проведение выборов на неподконтрольных территориях, но с участием украинских СМИ, с участием украинских политических партий. И здесь должны быть обеспечены гарантии безопасности для всех участников на время избирательной кампании.

Модальность состоит из массы таких вопросов: механизмов сохранности избирательной документации, возможности наблюдения за выборами. Недавно Александр Захарченко в самопровозглашенной ДНР заявил, что выборы будут не по украинскому законодательству, но по критериям ОБСЕ. Он это противопоставляет, но, очевидно, там не совсем понимают, о чем речь. Украинские требования, по сути, в абсолютном русле ОБСЕ – это равенство всех субъектов, прозрачность, подотчетность, подконтрольность, свобода слова.

При этом проводить выборы тогда, когда идут боевые действия, само по себе абсурдно. Мы специально пытались с коллегами этот вопрос всесторонне изучить: не было прецедентов проведения выборов без соблюдений условий безопасности.

Выборы проводились только тогда, когда вводились миротворческие миссии ООН, как было в Боснии, либо тогда, когда конфликт прекращался. И несмотря на риторику со стороны Германии, Франции в контексте минских договоренностей, которые постоянно апеллируют к теме выборов, все понимают аргументы украинской стороны про гарантии безопасности.

Кого будут выбирать на неконтролируемых территориях?

– Это будут выборы местной власти. Это поиск модальности именно относительно местных выборов. Давайте не слушать тех, кто говорит нам, что Захарченко завтра сядет в украинский парламент. В данном случае об этом речь не идет, подобные утверждения спекулятивны.

Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский заявил, что Украине должна выполнить свое обещание изменить избирательную систему. Такое действительно прописано в коалиционном соглашении?

– Не только в коалиционном соглашении было такое обещание. Это было и в избирательных программах, и в выступлениях, обо всем этом говорилось. Речь шла об избирательной реформе и принятии открытых списков на выборах, о переходе к одному из видов пропорциональной системы, что было одним из основных заданий этого парламента.

На самом деле, это нужно было принимать в первый час вступления в полномочия, по крайней мере, начинать разрабатывать это законодательство. И хотя на сегодня есть законопроекты, разные варианты избирательного кодекса, пока воз и ныне там.

Почему нашим политическим партиям не выгодна система открытых списков? Тогда потенциально ставятся под удар полномочия лидеров партий самим формировать список, расставлять людей.

Как правило, кого делегировать в ВР, решает не политическая сила, а достаточно ограниченное число людей в политической силе. У нас политические силы условно можно назвать политическими партиями, у нас больше лидерские проекты. И все решает лидер и его ближайшее окружение.

Более того, если мы шире посмотрим на вопрос, то увидим, что основы для политической коррупции закладываются в этой достаточно специфической, даже не мажоритарной, а пропорциональной системе, но с закрытыми списками.

Чем плоха "мажоритарка"?

– "Мажоритарка" в нашем украинском исполнении, к сожалению, рождает такой феномен, который у нас называется административным ресурсом. Это возможность подкупа избирателей, возможность использования различного рода служебных, исполнительных вертикалей в целях избирательной кампании.

И опять же – это возможность политической коррупции. И здесь происходит конкуренция не партийных идей или предложений, а конкуренция килограммов гречки.

Поговорим об оффшорах. Действительно ли, как утверждает глава ГФС, оффшорные схемы легально используются крупными мировыми международными компаниями?

– Если говорить на тему, связанную с оффшорами, то очевидно, почему Насиров отослал к НБУ.

Даже если гражданин захочет просто открыть валютный счет за рубежом, то он его может открыть. Но без разрешения НБУ это будет нелегальная операция. Если вы не сообщаете в НБУ и открываете где-то счет, то, по сути, вы нарушаете украинские законы, это тоже достаточно важный нюанс.

Сможет ли информация об оффшорах повлиять на имидж и рейтинг политиков?

– Там много фигурантов, и в других странах, думаю, что да.  В Украине, думаю, тоже.

То, что мы сегодня видим, может получить долгоиграющие последствия с точки зрения имиджевых потерь, если эти скандалы и дальше будут разыграны. Президент, по сути, по Конституции, бизнесом заниматься не может. Он может иметь заводы, пароходы, и избиратели все понимали, в той ситуации они избрали его в первом туре. Но заниматься бизнесом активно противоречит Конституции.

И тут вопрос: а управлял ли он все-таки бизнесом? Здесь нужна дополнительная информация, нужно понимать его степень влияния на тот бизнес, который он построил. И здесь еще тест для наших новосозданных антикоррупционных структур.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире 106 FM, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире "ГС" политолог Николай Спиридонов.

 

Самое читаемое
    Темы дня