наверх
24.04.202403:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Байден и Бюджет Украины 2016 – да здравствует коррупция

Речи Байдена в ВР. Месседжи (48)

(обновлено: )210895
Приезд вице-президента США Джо Байдена стал уже седьмым по счету, начиная с 2009 года, когда он посетил Украину в первый раз. Еще до его приезда многие политики и эксперты делали прогнозы относительно последствий "визита американского ревизора" для отечественного политикума.
Вице-президент США Джозеф Байден выступил на заседании Верховной рады Украины

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Самыми распространенными были мнения о том, что Байден даст ответы за исконные вопросы большинства наших граждан "кто виноват?" и "что делать?", а также гарантирует поддержку США украинским реформам и помощь в противостоянии с Россией. Под реформами подразумевались, в первую очередь, экономические и антикоррупционные.

Реальность, однако, пока демонстрирует несколько иное. И это иное очень четко отражено в заявлениях, сделанных вице-президентом США как на брифинге для прессы, который был дан через некоторое время после приезда в Украину, так и в его выступлении с трибуны Верховной Рады 8 декабря. По крайней мере, в той части, которая касается экономики и борьбы с коррупцией.

Обращаясь к журналистам, американский вице-президент сообщил о том, что видит позитивные изменения в экономике Украины.

"Мы начинаем видеть признаки экономического прогресса. Начал повышаться ВВП, растет промышленное производство, увеличивается объем экспорта сельскохозяйственной продукции, Украинская валюта стабилизировалась", — заявил Дж.Байден. Что именно имел в виду вице-президент США, так характеризуя нашу экономику, не ясно. Но уж очень его пассаж напоминает победные реляции как главы НБУ Валерии Гонтаревой, так и министра финансов Украины Наталья Яресько. Что, по меньшей мере, удивительно.

Не менее впечатляющие выглядит и заявление, сделанное Байденом с трибуны Верховной Рады о необходимости принятия согласованного с МВФ проекта государственного бюджета на 2016 год.

"Украина должна иметь бюджет, который будет согласован с МВФ и будет совпадать с вашими обязательствами перед МВФ", — заявил он. Примечательно, что согласованный с Фондом вариант бюджета 2016 основан на новой налоговой базе, которую предлагается принять вместе с ним, вопреки нормам действующего законодательства. Вряд ли спичрайтеры вице-президента США не знали об этом. И весьма странно, что одновременно с призывами бороться с коррупцией и развивать демократию, Дж.Байден, фактически, агитирует украинских парламентариев нарушать законы.

Но и это еще не все. Несколько дней назад глава Одесской областной администрации Михаил Саакашвили обвинил действующего премьера в том, что благодаря различным схемам разворовываются примерно 10% ВВП. А экономический эксперт Павел Себастьянович заметил, что эти самые 10% ВВП – это примерно 200 млрд. грн., которые останутся в экономике Украины, если принять бюджет на той фискальной базе, которую предлагает парламентский комитет и против которой выступают Минфин и… МВФ. "Минфиновский проект предусматривает сохранение существующей системы, т.е. 200 млрд. грн. будут конвертированы и выведены за рубеж по схемам, о которых рассказал Саакашвили. А теперь вопрос макроэкономистам – какие последствия наступают для экономики, если ежегодно из страны вывозится 10% ВВП, а на их место заводится кредит МВФ?" — пишет Себастьянович.

Отвечаю на этот вопрос: вывод денег из Украины выгоден западным банкам и правительствам тех стран, куда они попадают. Замещение же их кредитами МВФ (которые вообще в экономику Украины не попадают, а гарантируют стабилизацию финансовой системы при выводе живых денег за рубеж) приводит к тому, что любой Кабмин будет зависеть от внешних ресурсов. А значит, станет политически несамостоятельным.

Читайте также: Саакашвили против Яценюка: кто кого?

Так что декларируемая борьбы с коррупцией, на деле оказывается своей полной противоположностью, так как нельзя одновременно и с оттоком денег бороться и принимать бюджет, который будет способствовать дальнейшей реализации схем, о которых говорил Саакашвили. Да, еще ни копейки денег, которые были "папиредниками" выведены из Украины, обратно так и не вернулись. Также как не вернулись в бюджет Украины те $100 млн., за которые экс-премьер Украины Павел Лазаренко уже давно отбыл срок наказания в пенитенциарной системе США. Именно возврата или гарантий возврата этих денег ожидали от Байдена. Но… он ни слова об этом, по крайней мере, публично пока не сказал.

Делать определенные выводы можно не только на основании того, что заявляет политик, но и анализируя то, о чем он умолчал, хотя от него и ожидали прояснения ситуации. От Байдена ожидали не только признания территориальной целостности Украины, но и указаний (возможно и в форме советов) о том, что делать с российским кредитом, полученным два года назад. Этот кредит, между прочим, уже через две недели надо или возвращать или объявлять по нему дефолт. И от вице-президента США ожидали гарантий продолжения сотрудничества с МВФ в том случае, если дефолт придется-таки объявлять. Но эту тему в своем выступлении в украинском парламенте Дж.Байден вниманием обошел.

Что же касается реформ и их поддержки, что напомню: за четверть века независимости Украина так и удосужилась обзавестись союзниками на внешнеполитической арене. И если кто-то думает, что реформы в нашей стране будут поддерживаться иностранцами исключительно вследствие их большой любви к решению наших проблем, то хочу процитировать по этому поводу Эдварда Люттвака, ученого, который еще в далеком 1998 году написал замечательную работу "Турбокапитализм: победившие и проигравшие в глобальной экономике". Все нижеприведенное практически один в один применимо к Украине 2015: в обычной войне проводится много самых разных мероприятий по дезинформации противника, по формированию у него ложного восприятия реальности. В геополитических войнах используются похожие средства. Можно убедить властные элиты государства в необходимости проведения определенного блока реформ, который в итоге приведет к гарантированному ухудшению экономического и социально-политического положения в стране. Решения о проведении именно таких реформ и именно в такой форме могут приниматься правительствами по причине опьянения ложными идеями или доверия непроверенным теориям. Идеологические декларации, подкрепленные псевдонаучными и как бы практическими доводами, могут вселить в умы политиков неоправданные ожидания, например, представления о том, что одной из самых важных задач, стоящих перед страной на данном этапе, является привлечение иностранных инвестиций, а для привлечения этих инвестиций нужно создать благоприятный для иностранного бизнеса политический и законодательный климат. В результате инвестиции в страну так и не приходят, но внутренние рынки открываются для иностранных производителей, притом в одностороннем порядке.

Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украине в виде акционерного капитала на 1 октября 2015 года составил $43,95 млрд. Около 90% из них пришло в нашу страну из одной-единственной оффшорной зоны – Кипра. Это те средства, которые были выведены из Украины по различным схемам. То есть за почти 25 лет иностранцы инвестировали в Украину меньше $5 млрд (около $200 млн  в год). За последние два года промышленное производство в нашей стране сократилось почти на 30%, девальвация национальной валюты составила свыше 200%, ВВП снизился в 2 раза. И все это под лозунгами реформ.

Сколько еще надо "реформироваться", чтобы потерять все?

Самое читаемое
    Темы дня