наверх
26.04.202417:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Теневой бюджет местных выборов: только доллары и только кэш

Местные выборы 2015: итоги (469)

(обновлено: )27220
0Разница между официальными тратами партий на выборах и настоящими вложениями в будущие голоса такая же, как между ценой почившего в бозе "Запорожца" и "Мерседеса". Теневые бюджеты на то и придуманы, чтобы обходить препятствия официального волеизъявления.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Комитет избирателей Украины (КИУ) совместно с интернет-изданием Depo.ua подсчитали, сколько потратили партии в нынешнюю кампанию. По их оценкам, в гривневом эквиваленте местные выборы оказались дороже чем парламентская кампания 2014 года. На агитацию в нынешнем году партии потратили не менее 1,8 млрд гривен, что на 200 млн больше парламентской кампании.

Статьи расходов, традиционно, направлены на создание позитивного имиджа партии. И на обмишуривание избирателей владельцы партий не скупятся. Однако, основные траты находятся в тени.

Выборы теневых бюджетов

Участник рекламного рынка на условиях анонимности сообщил, что самые затратные направления — это медиа и реклама, плюс "полевая работа" агитационных сил. В то же время, по его словам, официальные траты партий на избирательную кампанию не отражают уровень расходов даже приблизительно. "Реально, будет хорошо, если публичные траты будут составлять 15% бюджета", — сказал собеседник агентства.

По его словам, не менее трети всех затрат приходится на день выборов: "На избиркомы, перекупку наблюдателей и членов комиссий. Еще треть — это реклама и медиа. Остальное — другие расходы… Минимум половина (средств) воруется всегда", — добавил собеседник.

Как правило, партии "светят" то, что скрыть очень трудно. Например, тиражирование печатных материалов или рекламу в электронных медиа. В то же время, официальные заказы, как правило, составляют не самую большую часть бюджета избирательной кампании. Если, условно говоря, можно подсчитать количество рекламных щитов и лицами "наших кандидатов" или же количество и периодичность рекламных роликов на радио и телевидении, то изучить каждый информационный материал с точки зрения "джинсовости" его содержания уже сложнее.

Как правило, те направления агитации, которые не ставятся на учет, становятся и объектами распила бюджета со стороны исполнителей.

Очень яркими с этой точки зрения была избирательная кампания кандидата в президенты Виктора Януковича в 2004 году. Она была одной из самых дорогих, тогда на Януковича потратили 500 миллионов долларов и  еще полтора миллиарда за полтора года до выборов, говорит собеседник агентства.

Изобилие средств привело и к грандиозным распилам. По свидетельству некоторых журналистов, которых привлекли к работе на кандидата, одна из соратниц-неофитов будущего президента Украины так увлеклась освоением медиа-бюджета, что исполнители вынуждены были жаловаться "старшим товарищам" на банальное кидалово.

Другим примером стала парламентская кампания "Нашей Украины" в 2006 году. Денег там тоже не жалели, спонсоров, желающих продвинуться в составе президентской силы было много, и бюджет кампании оказался довольно привлекательным "пирогом" для лиц, допущенных к его распределению.

Одновременно с парламентской проходила кампания и по местным советам. Тогда же боксер Виталий Кличко впервые пробовал себя в качестве кандидата на меры Киева, и, несмотря на внушительный бюджет кампании, проиграл будущему "космонавту" Леониду Черновецкому. По итогам выборов обозреватели назвали самым провальным результат пиарщиков Кличко в пересчете на неофициальные цифры бюджета самой кампании.

Бюджеты громких кампаний

Среди партий, которые участвуют в местных выборах, наибольшие затраты у "Солидарности". По словам источника, на эти выборы БПП потратил больше 120 миллионов долларов плюс, еще есть резервы. По его оценке, проект "Видродження", по разным данным, потратит порядка 30 — 40 млн долларов, "Оппоблок" потратит гораздо меньше.

По словам собеседника агентства, у "УКРОПа" траты меньше, они составляют порядка 15 — 20 миллионов в отдельных городах. Источник считает, что спонсору проектов "Видродження" и "Укроп" олигарху Игорю Коломойскому эти выборы обойдутся в 70-80 млн долларов.

"Но там около 70% бюджета покрывает Веревский (председатель совета директоров холдинга "Кернел групп"), по крайней мере, по "Видродженню", — говорит собеседник.

По его словам, затраты мажоритарных кандидатов оценить нереально.

"В Киеве мажоритарщик, который хочет избраться, должен потратить минимум 300 — 400 тысяч долларов из консолидированного партийного бюджета. А дальше все зависит от города. Бюджет кампании в больших городах будет минимум 200 — 300 тыс. долларов плюс взнос в партийный и общегородской бюджеты", — объясняет специалист.

По его словам, среди наиболее известных брендов, самые низкие затраты на рекламу у "Оппозиционного блока".

"Его расходы значительно уступают остальным. На Юго-Востоке "Оппоблок" выигрывает почти без затрат, а запад сам "прибежит", попозже", — отметил собеседник.

По мнению эксперта, претендент на пост мера Киева Геннадий Корбан также потратил не самые большие суммы.

"Его длительный период Коломойский не финансировал, и недавно только восстановил финансирование. Мы оцениваем его кампанию по наружной рекламе, а она в расходах составляет не более 6-7% бюджета избирательной кампании. Поэтому можно заклеить весь город, это не очень большие цены. Насколько я понимаю, у Корбана еще немного вложились в рекламу на радио и носителях. Там не идет речь о каких-то экстраординарных тратах", — пояснил специалист.

Спонсоры политсил тратятся на выборы не из гуманизма или из интереса к избирательному процессу. Бюджет выборов можно называть инвестицией, можно — кредитом, трактовка в данном случае не имеет значения. Все направлено на возврат вложений "борзыми щенками" или бюджетными средствами. Тем временем, доверчивые граждане считают, что их участие в выборах может что-то изменить.

Самое читаемое
    Темы дня