В "Нафтогазе" посчитали, что по итогам первого квартала этого года убытки составят 20,6 миллиардов гривен. В НАК "Нафтогаз Украина" объясняют — всему виной девальвация гривны. Кроме того, повышение тарифов не покрывает и доли убытков за первый квартал, поскольку новые расценки начинают действовать с первого апреля.
О неутешительной тенденции радиостанция Голос Столицы поговорила с экспертом по энергетическим вопросам Юрием Корольчуком.
Мы всегда слышали, что на нужды населения уходит не импортный газ, привязанный к доллару, а газ внутренней добычи. Откуда тогда здесь привязка к девальвации гривны?
— Речь идет о том, что представитель "Нафтогаза", который давал оценку потенциальным убыткам компаний от продажи газа населению, говорил о "Теплокоммунэнерго". Это действительно структуры, которые производят тепло и потребляют импортный газ. И, более того, газа для населения, к сожалению, не хватает в связи с тем, что некоторые компании Игоря Коломойского не отдают этот газ населению, и государству приходится его закупать. В "Нафтогазе" работают очень интересные люди: они или оторваны от реальной жизни, или манипулируют цифрами.
В принципе, это не ново для крупных государственных структур, поскольку ситуация очень простая: в прошлом году убытки "Нафтогаза" от продажи газа "Теплокоммунэнерго" — даже не населению — составили примерно 35 млрд грн, это если считать по среднему курсу 16 гривен. Цена импортного газа составляла 350 долларов за тысячу кубометров. Получалось до 6 тысяч гривен. В то же время, в течение года "Нафтогаз Украины" продавал газ "Теплокоммунэнерго" по цене 1 300 гривен. Фактически, почти 5 тыс гривен государство должно было вытаскивать из своего кармана, и за каждую тысячу кубометров платить за всех жителей Украины, компенсируя эту разницу.
То есть, получается, что гривна виновата, а государство переплачивает, правильно?
— Большая часть правды есть в том, что именно девальвация привела к такой капитальной разнице. Но тут есть нюанс: действительно, мы увидели, что повысились тарифы на отопление, на газ для "Теплокоммунэнерго". Однако в результате объем дотаций для "Теплокоммунэнерго" со стороны "Нафтогаза" останется таким же — 35 миллиардов гривен. Вот как в прошлом году дотации составили 35 миллиардов гривен, так и в этом году будет столько же. Но я вам скажу, что Украине еще повезло, что цена на нефть снизилась и цена на газ снизится, потому что импортный газ мы будем покупать уже не по 350, а по 250 долларов. Поэтому нам фактически помогает такая дешевая цена на газ. Но, опять же, объективный курс, который сегодня закладывают все структуры для просчета стоимости импортного газа, составляет 25 гривен за доллар.
Читайте также: Война олигархов за сферы влияния достигла апогея. Что будет с Коломойским?
Как сделать "Нафтогаз" неубыточным предприятием, если даже население не поддерживает?
— Проблема парламентской коалиции, правительства в том, что в период переговоров уже было понимание, что повышение тарифов при такой девальвации не решит проблему, нужно было договариваться об отдельной кредитной линии. И уже с этих кредитов выплачивать разницу для "Нафтогаза" фактически для государства, потому что "Нафтогаз" – это государственная компания. А потом, стабилизируя экономику, прилагая все усилия в политической и экономической плоскости, выходить на уровень обоснованной стоимости тарифов, и уменьшить разницу между реальной стоимостью газа, который "Нафтогаз" покупает у России и европейских компаний, и той заниженной стоимостью, которую мы все сегодня платим.
Напомним, руководство НАК "Нафтогаз Украины" утверждает, что в бюджете на 2015 год предусмотрено 29 миллиардов 700 миллионов гривен на рекапитализацию госкомпании. Этих денег как раз хватит на то, чтобы покрыть убытки первого квартала. А по объемам потребления — утверждают тепловики — именно на этот период приходится половина всего годового объема.