Инесса Другова, РИА Новости Украина
Президент Украины Петр Порошенко выдвинул на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны измененную редакцию закона о военном положении в Украине. Об этом глава государства заявил во время заседании СНБО 18 февраля.
Проект, о котором говорили на совещании СНБО, нигде не опубликован. Пока можно предположить, что он пойдет по пути "подгонки" законодательства под существующую ситуацию.
"По моему поручению проработан проект внесения изменений в закон "О военном положении", — заявил Порошенко. Президент объяснил, что новый документ "учитывает опыт и особенности гибридной войны". И добавил, что эта война "уже плавно перетекает в полномасштабную". Глава государства также выразил надежду, что Совбез и Верховная Рада поддержат внесения этих изменений и примут соответствующие решения. При этом о сути изменений президент не рассказал.
СНБО Украины одобрил предложенный президентом законопроект, заявил секретарь СНБО Александр Турчинов.
"Одним из первых пунктов решения СНБО является одобрение изменений в закон о правовом режиме военного положения. Дело в том, что закон о правовом режиме военного положения был принят много лет тому назад, и, к сожалению, законодатели, которые его принимали, вряд ли предполагали, что он действительно когда-то будет применен", — сказал Турчинов по итогам заседания СНБО.
"Учитывая опасность, которая стоит перед страной сегодня, мы должны быть готовы к любому варианту развитию событий, даже по худшему сценарию. Поэтому отработаны детальные изменения относительно этого закона, чтобы он мог эффективно работать", — добавил он.
Чисто технические поправки
Источники издания "Сегодня" в окружении президента успокаивают: предлагаемые правки в закон о военном положении чисто технические.
"Речь не идет о введении, к примеру, военного положения. Идея в том, чтобы прописать в законе о правовом порядке военного положения нормы, определяющие понятие "гибридной войны" и комплекса мер по ее сдерживанию. Законопроект еще будет дорабатываться с учетом рекомендаций лидеров Латвии, Литвы и Эстонии, которые разрабатывают аналогичные законодательные изменения", – сказал источник.
В Генштабе также не знакомы с сутью поправок в закон о военном положении.
"Думаю, что поправки поступят в Раду в ближайшее время", – сказал изданию собеседник в Генштабе. Он также документа не видел, но заверил, что речи о введении военного положения там нет.
Предполагается, что поправки могут быть приняты 26 февраля на внеочередном пленарном заседании Верховной Рады, на котором рассмотрят не только этот документ, но, вероятно, обращение к ООН о введении миротворческого контингента.
Международная миссия – невыполнима
Юристы ЮК Prove Group, проанализировав юридический подтекст упомянутого обращения, пришли к выводу, что заявление Петра Порошенко о привлечении иностранного военного контингента в Украину для проведения миротворческой операции больше выглядит, как дипломатический и политический ход, нежели действенный шаг к получению военной помощи для проведения АТО.
"Ключевой момент — для того, чтобы "голубые каски" вошли на территорию той или иной страны – необходимо принятие соответствующего решения на уровне Организации Объединённых Наций, а именно Советом Безопасности ООН. При этом важно понимать, что для принятия решения Совбезом ООН необходим консенсус среди, так называемых, постоянных членов Совбеза ООН. Это 5 стран, среди которых Российская Федерация. То есть, проще говоря, РФ имеет право заблокировать такое решение", — считает управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
Следует отметить, что и украинское законодательство предусматривает особый порядок принятия подобных решений. В частности, статья 85 Конституции Украины предусматривает обязательное одобрение решения о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины. Кроме того, существует закон "О порядке допуска и условий пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины".
"При этом, статья 3, упомянутого закона, предусматривает перечень случаев, когда иностранные войска могут находиться на территории Украины, и в этом перечне не указано такое основание, как проведение Антитеррористической операции. То есть нужно признавать на официальном уровне, что существует агрессия со стороны другого государства. Намного проще внести изменения в закон, дополнив его соответствующим положением", — отметил юрист.
Учитывая, что Совет Национальной Безопасности и Обороны Украины согласовал проект закона о внесении изменений в законодательство, регулирующее военное положение, то, прогнозируемо, что он пойдет по пути "подгонки" законодательства под существующую ситуацию.
Напомним, к сожалению, проект, о котором говорили на совещании СНБО, пока нигде не опубликован, и неизвестно, существует ли он в настоящее время, как документ, пишется, или будет написан и сдан за день до голосования в парламенте. Поэтому, на данный момент, говорить о том, какие последствия повлечет за собой его принятие – невозможно. Но, скорее всего, изменения коснутся именно особенности действий Вооруженных сил, нежели порядка ведения бизнеса или прав людей.
"В любом случае, будут ли внесены дополнительные изменения в законодательство Украины или нет, данный законопроект является сигналом, в том числе и для представителей иностранного бизнеса, о неспособности Украины противостоять угрозе", — подытожил Кочкаров.