В мире существует всего три страны, где отсутствует депутатская неприкосновенность.
Верховная Рада проголосовала за направление в Конституционный суд законопроекта о внесении изменений в Основной закон, касающиеся неприкосновенности народных депутатов и судей. В частности, предлагается исключить норму о том, что они не могут без согласия парламента быть привлечены к уголовной ответственности, быть задержанными или арестованными.
Подробнее об этом радиостанция Голос Столицы поговорила с политологом, экспертом по конституционному праву Александром Москалюком.
Каким может быть решение Конституционного суда?
– Дело в том, что в соответствии с Конституцией, сначала парламент должен одобрить изменения в Основной закон простым большинством и направить их в КС. Он дает свое заключение по поводу того, была ли соблюдена процедура внесения изменений в Конституцию. Если будет положительный вывод, на следующей очередной сессии ВР подтверждает это решение, но для этого уже требуется 2/3 голосов от состава парламента. То есть для того, чтобы эти изменения вступили в силу, нужно 300 голосов нардепов.
Что касается содержательной части, то у меня возникает очень много вопросов. На самом деле существует очень мало стран, в которых отсутствует депутатская неприкосновенность как таковая. Есть всего лишь три страны, и среди них такая страна как Намибия.
Мне бы не очень хотелось, чтобы Украина была в этом отношении похожа на это "высокоразвитое" с точки зрения конституционного права государство, потому что европейский опыт свидетельствует об обратном. Во всех европейских странах существует депутатская неприкосновенность. Другой вопрос, что она должна иметь определенные границы, и очевидно, что надо было бы ее не полностью отменять, а внести определенные коррективы. Это был бы более правильный, европейский подход к урегулированию этого вопроса.
Что скажете по поводу судейской неприкосновенности?
– В этом вопросе выбрана более удачная позиция, потому что речь идет не о полной ликвидации неприкосновенности, а с ограничением, что соответствует европейским критериям. Но стоит отметить, что у нас есть опыт, когда Венецианская комиссия дает отрицательные заключения, например, по люстрации. Я думаю, существует высокая вероятность того, что по поводу отмены депутатской неприкосновенности может быть аналогичное решение. К сожалению, у нас сложилась практика, когда к юристу не прислушиваются, а потом возникают такие прецеденты, как с "очищением" власти.