наверх
26.04.202422:22
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Почему Украина теряет самолеты в зоне АТО

Война на Юго-Востоке (528)

(обновлено: )9247141
Украинские ВВС недооценили противника, и сегодня штурмовая авиация стоит на пороге исчезновения вслед за вертолетами и тяжелыми транспортными самолетами.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Украинские ВВС недооценили противника, и сегодня штурмовая авиация стоит на пороге исчезновения вслед за вертолетами и тяжелыми транспортными самолетами.

Первым делом вертолеты

В мае, если речь шла о роли украинской авиации в зоне АТО, то упоминались в основном вертолеты и транспортные самолеты. Однако за первые полтора месяца спецоперации украинские ВВС потеряли около десятка вертолетов, а еще несколько были повреждены. Судя по всему, потери составили едва ли не половину боеспособных машин. С гибелью Ил-76 Украина одномоментно лишилась трети действующих машин этого класса. Кроме того был сбит один транспортник Ан-26, несколько получили повреждения. После понесенных потерь, активность вертолетов и транспортной авиации в зоне АТО заметно снизилась.

Стоит отметить, что многие из этих потерь обусловлены пренебрежением к возможностям ПВО повстанцев. Так Ил-76 был отправлен на выполнение задания, несмотря на то, что было известно о наличии в районе неподавленной системы ПВО ополченцев. Этому обстоятельству не придали значения, что и привело к гибели самолета, бронетехники, запасов снаряжения и почти пятидесяти человек личного состава.

Подобный подход можно проследить и в отношении вертолетов. Уже после первых потерянных машин стало ясно, что защита вертолетов от действия ПЗРК недостаточна. С целью усиления защиты машин даже начали в полевых условиях менять системы помех на более новые образцы. Однако, как это нередко случается, все делалось наполовину. Установка новых комплексов выполнялась без комплектации вертолетов экранно-выхлопными устройствами, снижающими заметность двигателей для ракет ПЗРК. Вероятно, экраны не устанавливали для экономии топлива и для увеличения грузоподъемности. Результат этой экономии известен. Впрочем, часть потерь приходится на огонь крупнокалиберных пулеметов и 23-миллиметровых установок.

Следующие — штурмовики

После того, как "транспортники" и вертолеты ушли в тень, на первый план вышла штурмовая авиация. В первую очередь, самолеты Су-25. Когда-то украинская армия располагала двумя полками машин этого типа. В них числилось более шестидесяти самолетов. Однако за годы независимости парк украинских штурмовиков заметно поредел. Лишь в последние годы ситуация несколько выправилась и в период президентства Виктора Януковича пять самолетов прошли модернизацию. Всего к началу АТО Украина располагала двумя десятками боеготовых машин этой модели. Все они были сосредоточены в составе 299 авиабригады (Кульбакино, Николаев).

Но с началом активного боевого применения, примерно в конце мая — начале июня, штурмовики столкнулись с той же проблемой, что и украинские вертолеты  – ПВО ополченцев. Высокая угроза со стороны ПЗРК ополчения заставила украинских летчиков действовать с больших высот. Это привело к тому, что, во-первых, удары авиации приходились чаще по гражданским объектам, нежели  по позициям ополчения. К примеру, 20 июля два Су-25, пытаясь нанести удар по блокпосту ополчения на окраинах города Антрацит, промахнулись на несколько сот метров и разрушили хозяйственные постройки. Все это приводит не только к гибели мирных жителей, но и к невозможности оказывать действенную поддержку наземным силам. Как только штурмовики снижаются, потери растут. Так 23 июля в один день было потеряно сразу два самолета.

На сегодняшний день официально подтверждена гибель четырех самолетов, один из которых был из той "счастливой пятерки", что недавно прошла модернизацию. Кроме того, три машины выработали эксплуатационный ресурс и были отправлены на долгий ремонт. Еще два Су-25 получили серьезные повреждения, и дальнейшего участия в конфликте принимать пока не смогут. Таким образом, как и в случае с вертолетами, за полтора месяца активного применения сбитыми, поврежденными и исчерпавшими ресурс Украина потеряла половину своей штурмовой авиации. Впрочем, ополчение заявляет о большем количестве сбитых и поврежденных  машин, однако, даже если опираться только на официальные данные, штурмовой парк Су-25 на сегодня составляет не более десяти машин. 

С учетом того, что на вооружении ополчения теперь находятся более мощные в сравнении с ПЗРК зенитно-ракетные комплексы "Стрела 10", потери будут только расти. Вероятно, какая-то часть машин также находится на грани технического ресурса. Таким образом, при продолжении ведения боевых действий в подобной манере, штурмовики, вслед за транспортной авиацией и вертолетами, могут уйти в тень уже к концу лета.

В чем причина потерь?

Очевидно, что в случае Су-25, как и в случае с вертолетами, основная причина потерь кроется в действиях самой украинской армии. В чем состоит эта причина, мы решили спросить у специалиста в сфере ПВО, кандидата военных наук, члена-корреспондента МКА Александра Маначинского.

Александр Яковлевич, как Вы считаете, потери украинской авиации в АТО являются допустимыми с военной точки зрения?

— Если я правильно сейчас помню, в советском Генштабе допустимыми потерями считались 3-5%. Если самолетов теряли больше, значит, усиливали работу по подавлению систем ПВО. Другими словами это называется недооценка противника, попытка применить "шапочную" стратегию. То есть это не шапкозакидательство, а какое-то самолетозакидательство происходит.

В чем причина таких потерь?

— Вся наша беда заключается в том, что компетентные специалисты уже давно уволены и на пенсии. В Украине был 39-й научно-исследовательский институт ПВО, но его давно не существует. Сейчас готовятся кадры с прицелом на участие в миротворческих операциях, где украинским ВВС не приходится иметь заметных проблем с ПВО африканцев. По крайней мере, за все годы не был потерян ни один самолет и лишь один Ми-8 разбился в Сьерра-Леоне вследствие катастрофы.

То есть низкая подготовка действующих кадров?

— Да. Мне кажется, что сейчас в армии нет специалистов, которые вообще способны сделать глубокую оценку возможностей ПВО повстанцев и противопоставить им свое решение. Нарушаются даже азы боевой работы. Ни учтен, ни опыт осетино-грузинского конфликта, где наблюдалась подобная картина, ни опыт советских и американских кампаний во Вьетнаме и Афганистане. Например, когда американцы столкнулись с тем, что несут неоправданные потери от ПВО вьетнамцев, они кардинально изменили тактику налетов. До половины атакующей авиагруппы было нацелено на ведение радио-электронной борьбы и подавление ПВО противника. Но это уже, к сожалению, слишком высокие материи для наших военных.

Кроме того потеря боевых машин — это только половина беды. Летчики составляют не меньшую ценность. Для того чтобы подготовить классного летчика, нужно потратить количество золота, равное по весу самому летчику. Если летчик весит 75 кг, то столько же нужно золота, чтобы сделать из него аса (по текущему курсу более 40 миллионов грнивен). И это не говоря уже о времени.

Самое читаемое
    Темы дня