наверх
14.06.202418:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджет-2016: власть готовится защищаться против нового Майдана – эксперт

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )254191
На финансирование Нацгвардии, полиции и МВД в госбюджете на 2016 год заложено больше средств, чем на развитие армии. Как заявил эксперт Олег Жданов, подобное распределение финансов связано с тем, что власти опасаются волны внутренних протестов.

В 2016 году расходы на оборону, заложенные в государственном бюджете, составят 5% от ВВП страны. При этом, на Вооруженные Силы выделено чуть менее половины средств.

Остальное финансирование достанется МВД, Нацгвардии и полиции. Силовые ведомства в совокупности получат почти 65 миллиардов гривен, из которых 41 млрд пойдет на обеспечение работы министерства внутренних дел, 9 млрд — на работу Нацгвардии и почти 15 млрд грн — Нацполиции. 

При этом, Минобороны получит только 55,5 млрд грн. В целом же, на оборонный сектор из госбюджета будет выделено порядка 113,5 грн.

Распределение оборонного бюджета в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов.

Достаточно ли средств выделено в бюджете для Минобороны?

— Министерство обороны у нас финансируется по остаточному принципу. На первом месте у нас стоит полиция, на втором месте — Нацгвардия, и на третьем месте — Минобороны. 

Получается, для руководства страны внутренние угрозы опаснее внешних. Сейчас у нас, фактически, замороженный конфликт, поэтому фокус перемещается внутрь страны. Существует боязнь того, что люди могут снова выйти на протесты, и руководству страны нужно быть гарантированно защищенным от нового "Майдана".

Поэтому так и разделен бюджет между силовыми ведомствами.

Как именно будут распределены финансы в армии?

— Вооруженные силы мы восстановили на основе старой, советской, неповоротливой и плохо управляемой системы. Однако, наплодили кучу дополнительных штабов.

Бюджет 2015 года отличается от бюджета 2016 года на 10%. При этом, не стоит забывать, что мы с 1 января в два раза поднимаем зарплату для мобилизованных. И они эту разницу практически съедят.

Прошлого бюджета хватило только на содержание 250 тысяч состава ВС и на содержание техники и вооружения. Фактически, это бюджет содержания, но никак не бюджет развития.

Министерство обороны должно сегодня заниматься повышением боеспособности армии. Что касается закупки вооружений, то должна быть государственная целевая программа, на которую нужно выделить отдельные деньги. Но на сегодняшний день, к сожалению, нет ни программы реформирования, ни программы перевооружения.

И мы не понимаем, какую армию строим, мы не понимаем, какое вооружение хотим видеть в этой армии. Но то, что 40% бюджета на ВС пойдет на боевую подготовку, — это абсолютно правильно.

Каковы перспективы создания контрактной армии в контексте выделенных средств на оборону?

— Перспективы, в принципе, есть. При повышении зарплаты для военнослужащих-контрактников появится хоть какой-то материальный стимул.

Но в классическом понимании контрактной армии перспективы не так уж радужны. Нужно менять саму структуру Вооруженных Сил, перестроить их именно под контрактную армию, под профессиональную, а не ту, что мы сейчас имеем.

Сейчас мы имеем советский вариант ВС, но с военнослужащими по контракту. Так бы я охарактеризовал нынешнюю ситуацию. Без реформирования армии, без изменения системы обеспечения, мы не сможем "вытянуть" армию без волонтеров и добровольческих батальонов.

Для каждого ведомства в госбюджете предусмотрено 6 млрд грн на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности. На какие программы будут потрачены эти средства?

— С написанием программ обстановка у нас очень тяжелая. Они выделяют средства на отдельные направления развития Вооруженных Сил, под которые потом будет писаться программа. И это пагубная практика, доставшаяся нам в наследие от старой советской системы: сперва выделяются деньги, а потом под них пишется программа.

Это больше похоже на списывание средств. Сейчас вам никто не скажет, на что конкретно пойдут эти шесть миллиардов.

Стоит ли опасаться, что эти деньги окажутся в чьем-то кармане?

— Самые большие опасения вызывают так называемые резервные фонды, статьи, под которые нет конкретных программ, но на них выделяются деньги. Они говорят, что деньги будут использованы потом. Но это и есть лазейки для коррупционных действий, для того чтобы списывать деньги не по целевому назначению. Это и есть шаг к коррумпированию бюджета.

Тем временем, эксперт Сергей Коваленко в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что вопрос финансирования армии стоит по-прежнему остро. По его мнению, в полной мере профинансировать украинских военных не получится даже при условии выделения на это 5% ВВП.

Ранее эксперт Юрий Бутусов в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что реформы в армии намеренно тормозит руководство страны. Он уверен, что власти не намерены что-либо менять в оборонных структурах.

Самое читаемое
    Темы дня