наверх
26.04.202422:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тойш: нарратив - новое слово в потоке пропаганды, и не только в Германии

(обновлено: )36930
Немаловажную роль в этом процессе играют факторы владения и контроля. Так, в США в начале 80-х было около 50 компаний, которые контролировали рынок СМИ. На сегодняшний день их осталось целых шесть.

РИА Новости Украина

Автор книги "Lückenpresse", Ульрих Тойш (Ulrich Teusch), обращает свой взгляд на немецкие СМИ: "Журналистика в той форме, в которой она нам была известна, вскоре уйдет в прошлое", сказал публицист в интервью Sputnik. (Немецкое слово Lückenpresse – "пресса с пробелами" – созвучно слову Lügenpresse – "лживая пресса", которое используется сторонниками движения Pegida, критикующими немецкую мейнстрим-прессу – прим. перев.)

Профессор Ульрих Тойш, политолог, журналист, лауреат премии Roman-Herzog-Medienpreis, использует термин "Lückenpresse" как намек на язвительное слово "Lügenpresse", теперь уже широко используемое в Германии.

Тойш наблюдает три тенденции в мейнстрим-прессе нашего времени:
— определенные значимые и важные новости заглушаются;
— определенные новости продвигаются, другие же подавляются;
— определенные новости зачастую получают тенденциозную оценку: либо они подаются в определенном контексте, либо – если они являются проблематичными – в определенном ракурсе. Их раскручивают, в то время как другие новости идут в эфир или печать без всякой окраски.

К тому же, к определенным темам, в целом, все чаще применяются двойные стандарты, отмечает Тойш.

При этом все эти элементы взаимосвязаны, усиливают друг друга и таким образом сгущаются до нарратива – как это и происходит относительно российской или, например, греческой тематики.

Нарративы, по словам Тойша, это комплексные журналистские шаблоны, обязательные для мейнстрим-прессы, через которые объясняются и толкуются события. Наличие таких шаблонов, конечно, облегчает оценку и сортировку тех или иных входящих новостей: если ваша новость вписывается в нарратив, то ее шансы пройти предварительный отбор, велики. Ну а если вы в нарратив не вписываетесь, то вашу новость, вероятно, не учтут.

С точки зрения журналистики, нарративы – это очень сомнительный подход, как объясняет Тойш. "Как только некий нарратив закрепляется в мейнстриме, его можно время от времени легко раскручивать вплоть до самой настоящей пропаганды. В этом заключается моя главная критика мейнстрим-прессы, существующей в Германии и других странах",- сказал он.

Но есть определенные слои мейнстрима, на которые эта критика не распространяется, отмечает автор: "Я различаю между мейнстримом внутри мейнстрима и мейнстримом мне его. Вот эта внутренняя прослойка мейнстрима и является доминирующей. Это близкая к политике, государству, бизнесу, зачастую громкая и тенденциозная журналистика. Ее я критикую. Но есть и другая журналистика – у нас в Германии это в основном общественно-правовые СМИ".

Ульрих Тойш в своей книге показывает, что нарративы закреплены в структурах и определены интересами. Т.е. случайностей здесь нет: "Мы живем в эпоху кризисов, конфликтов и войн. Центробежные силы и поляризация общества набирают обороты. Здесь очень важен вопрос: Какую позицию занимают мейнстрим-СМИ?".

И в этом важную роль играют факторы владения и контроля. В США в начале 80-х было около 50 компаний, которые контролировали рынок СМИ. На сегодняшний день их осталось целых шесть, констатирует Тойш. Эти транснациональные корпорации в свою очередь поддерживают связи и с ВПК, и с большими компаниями, которые, например, по заказу американского АНБ создают программы массового контроля. По словам Тойша, было бы наивно считать, что эта вовлеченность не сказывается на работе СМИ.

В частности, Тойш констатирует, что пресса применяет нарратив целенаправленно: "Особую эффективность этот нарратив приобрел при эскалации ситуации в Украине, но и до этого большинство новостей о России подавались в негативном ключе. Этому предшествовал некий продолжительный процесс. В своей книге я употребляю термин пред-пропаганда (англ.: pre-propaganda): некий разбег, предварительная фаза, на основе которой можно быстро и легко выстроить пропаганду. Таким образом никому не нужно было объяснять, кто хороший, кто плохой, когда через Украину произошла эскалация конфликта с Россией".

Читайте также — Решмедилова: "Интер" – просто лакомый кусок, а "Плюсы" только на очереди

В качестве примера Тойш приводит убийство оппозиционера Бориса Немцова. По словам журналиста, после покушения СМИ целыми днями внушали своей аудитории – без всяких доказательств – что за этим может стоять только Кремль. Гюнтер Яух (Günther Jauch – известный модератор политической программы на первом канале германского ТВ – прим. перев.) в своем ток-шоу открыто задавал вопрос, не находится ли Россия на прямом пути к диктатуре. Однако, когда несколько недель после убийства Немцова в Украине был убит критик киевского режима, то большинство СМИ Германии об этом даже не упомянули.

Самое читаемое
    Темы дня