РИА Новости Украина
Автор книги "Lückenpresse", Ульрих Тойш (Ulrich Teusch), обращает свой взгляд на немецкие СМИ: "Журналистика в той форме, в которой она нам была известна, вскоре уйдет в прошлое", сказал публицист в интервью Sputnik. (Немецкое слово Lückenpresse – "пресса с пробелами" – созвучно слову Lügenpresse – "лживая пресса", которое используется сторонниками движения Pegida, критикующими немецкую мейнстрим-прессу – прим. перев.)
Профессор Ульрих Тойш, политолог, журналист, лауреат премии Roman-Herzog-Medienpreis, использует термин "Lückenpresse" как намек на язвительное слово "Lügenpresse", теперь уже широко используемое в Германии.
Тойш наблюдает три тенденции в мейнстрим-прессе нашего времени:
— определенные значимые и важные новости заглушаются;
— определенные новости продвигаются, другие же подавляются;
— определенные новости зачастую получают тенденциозную оценку: либо они подаются в определенном контексте, либо – если они являются проблематичными – в определенном ракурсе. Их раскручивают, в то время как другие новости идут в эфир или печать без всякой окраски.
К тому же, к определенным темам, в целом, все чаще применяются двойные стандарты, отмечает Тойш.
При этом все эти элементы взаимосвязаны, усиливают друг друга и таким образом сгущаются до нарратива – как это и происходит относительно российской или, например, греческой тематики.
Нарративы, по словам Тойша, это комплексные журналистские шаблоны, обязательные для мейнстрим-прессы, через которые объясняются и толкуются события. Наличие таких шаблонов, конечно, облегчает оценку и сортировку тех или иных входящих новостей: если ваша новость вписывается в нарратив, то ее шансы пройти предварительный отбор, велики. Ну а если вы в нарратив не вписываетесь, то вашу новость, вероятно, не учтут.
С точки зрения журналистики, нарративы – это очень сомнительный подход, как объясняет Тойш. "Как только некий нарратив закрепляется в мейнстриме, его можно время от времени легко раскручивать вплоть до самой настоящей пропаганды. В этом заключается моя главная критика мейнстрим-прессы, существующей в Германии и других странах",- сказал он.
Но есть определенные слои мейнстрима, на которые эта критика не распространяется, отмечает автор: "Я различаю между мейнстримом внутри мейнстрима и мейнстримом мне его. Вот эта внутренняя прослойка мейнстрима и является доминирующей. Это близкая к политике, государству, бизнесу, зачастую громкая и тенденциозная журналистика. Ее я критикую. Но есть и другая журналистика – у нас в Германии это в основном общественно-правовые СМИ".
Ульрих Тойш в своей книге показывает, что нарративы закреплены в структурах и определены интересами. Т.е. случайностей здесь нет: "Мы живем в эпоху кризисов, конфликтов и войн. Центробежные силы и поляризация общества набирают обороты. Здесь очень важен вопрос: Какую позицию занимают мейнстрим-СМИ?".
И в этом важную роль играют факторы владения и контроля. В США в начале 80-х было около 50 компаний, которые контролировали рынок СМИ. На сегодняшний день их осталось целых шесть, констатирует Тойш. Эти транснациональные корпорации в свою очередь поддерживают связи и с ВПК, и с большими компаниями, которые, например, по заказу американского АНБ создают программы массового контроля. По словам Тойша, было бы наивно считать, что эта вовлеченность не сказывается на работе СМИ.
В частности, Тойш констатирует, что пресса применяет нарратив целенаправленно: "Особую эффективность этот нарратив приобрел при эскалации ситуации в Украине, но и до этого большинство новостей о России подавались в негативном ключе. Этому предшествовал некий продолжительный процесс. В своей книге я употребляю термин пред-пропаганда (англ.: pre-propaganda): некий разбег, предварительная фаза, на основе которой можно быстро и легко выстроить пропаганду. Таким образом никому не нужно было объяснять, кто хороший, кто плохой, когда через Украину произошла эскалация конфликта с Россией".
Читайте также — Решмедилова: "Интер" – просто лакомый кусок, а "Плюсы" только на очереди
В качестве примера Тойш приводит убийство оппозиционера Бориса Немцова. По словам журналиста, после покушения СМИ целыми днями внушали своей аудитории – без всяких доказательств – что за этим может стоять только Кремль. Гюнтер Яух (Günther Jauch – известный модератор политической программы на первом канале германского ТВ – прим. перев.) в своем ток-шоу открыто задавал вопрос, не находится ли Россия на прямом пути к диктатуре. Однако, когда несколько недель после убийства Немцова в Украине был убит критик киевского режима, то большинство СМИ Германии об этом даже не упомянули.