наверх
25.04.202414:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Урок знаний. Учителя и дети – заложники войны и пропаганды

(обновлено: )2019122
Первого сентября 2015 года за школьные парты в Украине сядет более 180 тысяч детей переселенцев из зоны АТО. Что услышат школьники от учителей на первом уроке в День знаний. Не станут ли педагоги вместо доброго и разумного сеять в детских душах ненависть и нетерпимость?

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Осталось совсем немного времени, и для миллионов украинских школьников прозвучит первый звонок. Традиционно, первым уроком в День знаний будет урок национально-патриотического воспитания. В прошлом году темой этого урока была "Украина — единая страна". Однако уже с 2015-2016 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Украины будет реализовываться обновленная Концепция национально-патриотического воспитания, утвержденная Министерством образования и науки 16 июня 2015 года.

Читайте также: В обществе есть заказ на национально-патриотическое воспитание — эксперт

Учителям еще предстоит обсудить на педагогических советах новые инструкции и методические рекомендации и внести в соответствии с ними коррективы в воспитательную работу, подготовить детальные планы. Но уже сейчас педагоги говорят, что в новой концепции все национально-педагогическое воспитание сузилось до так называемой "козацкой педагогики", а некоторые уверены, что в ней нет ничего, кроме откровенного национализма.

В методические рекомендациях Концепции от Минобра учителям предписывается, что в патриотическом воспитании школьников "актуальным является организация сбора и распространения информации о героических поступках украинских военнослужащих, бойцов добровольческих батальонов в ходе российско-украинской войны, волонтеров и других граждан, которые внесли значительный вклад в укрепление обороноспособности Украины".

Разговоры о войне в школах —  табу

Школьные учителя весь предыдущий учебный год избегали тем войны в беседах с учениками, тем более что в классы по всей Украине пришли дети переселенцев из зоны АТО, которых сейчас называют неудобным термином "временно перемещенные лица".

"Для детей-переселенцев это очень болезненная тема. Дети вообще не очень активно обсуждают войну. Мы стараемся с учениками эти разговоры не вести, в силу того, что все люди разные и у всех свое мнение, отношение, и никто никому ничего не навязывает. Мы проводим общие воспитательно-патриотические мероприятия, но  вопрос войны достаточно сложный. Хотя есть школы, где об этом очень много говорят. Хотя все  зависит от настроя даже не педагогического коллектива, а от конкретного взрослого человека. Мы все к происходящим событиям относимся по-разному: стопроцентно мы все против войны, но у каждого свое представление о причинах, следствиях, виновных. Поэтому умные люди просто никаких разговоров с детьми не ведут.  Во всех школах существует негласная установка: чтобы не было разночтений, то лучше об этом и не говорить", — рассказала нам классный руководитель 9-го класса одной из школ Одессы.

Что касается патриотического воспитания, то оно не заключается в обсуждение конкретной войны, считают педагоги.

"Мы патриотов воспитываем, не говоря о том, кто прав, кто виноват. Мы никого не обвиняем, а просто рассказываем, что такое любовь к родине, изучаем нашу историю, а не формируем образ врага. Патриотизм нужно воспитывать не на противопоставлении себя кому-либо. Очень часто в школе проходят всевозможные ярмарки, где собирают средства для раненых в АТО, а на День Победы мы ходили с детьми в Музей Великой Отечественной войны и к Могиле неизвестного солдата, дети с радостью участвуют в праздники национальной культуры. Все проходит на должном уровне, просто вот этму болезненную тему войны не поднимаем. История рассудит, кто прав, кто виноват. Я учу детей: ты должен видеть, что происходит, а выводы делать сами", — рассказала нам классный руководитель одной из киевских школ, где преподавание ведется на русском языке.

Детям переселенцев рады

Классный руководитель 6-го класса киевской школы довольна, что в ее классе учатся дети переселенцев с Донбасса.

"У нас в классе очень много детей из Луганска, Счастья и Донецка. Приехали очень сильные дети — из лучших луганских и донецких школ, хорошие дети, и мы им были рады. Они одни из самых активных учеников. Этот класс был тихий-спокойный, когда же в него влились переселенцы, они стали признанными лидерами. В школе их никто не ущемляет, никто не обзывает их сепаратистами. Учительский коллектив сразу предупредили — стараться пресекать все разговоры о войне, но дети и сами очень благожелательно приняли новичков. Не знаю, что будет с введением новой концепции национально-патриотического воспитания, мы еще детально ее не изучили. До этого мы выпускали стенгазеты к праздникам, проводили благотворительные ярмарки, классные часы, посвященные государственным праздникам, рисунки и письма для бойцов в АТО. Но это никогда не было "принудиловкой". И, опираясь на свой опыт, могу сказать, что все идет из семьи: если семья настроена патриотически, точно такой же и ребенок", — говорит Елена Николаевна.

Педагоги признаются, что даже в учительских коллективах  между собой стараются войну не обсуждать и, тем более не высказывать свое отношение к происходящему.

"Сейчас баталий словесных в учительских нет. Наверное, те, кто думает не так, как принято сейчас в Украине, побаиваются высказываться о войне.  Мы, естественно, в своих разговорах не открыты — как и везде сейчас. Люди  умные  предпочитают или помалкивать, или лицемерить", — поделилась одна из учителей.

Детей политика не касается

Как рассказал нам социальный педагог киевской общеобразовательной школы с появлением детей-переселенцев, забот у ее добавилось: теперь она тщательно оберегает этих учеников от возможных конфликтов и психологических травм.

"Это дети, которые потеряли дом, любимые игрушки, любимые школы, друзей, пережили психологическую травму, и понятно, что мы за ними присматриваем, чтобы не было никаких проблем в коллективе, чтобы не было никаких обсуждений военных тем и политических моментов. Ведь взгляды тех детей, которые живут в Киеве, и ничего не видели, могут не совпадать со взглядами тех детей, которые приехали с Востока. Поэтому мы стараемся не затрагивать подобных вопросов. И вообще, по большому счету, детей политика не касается", — уверена педагог.

По ее словам, в школе изначально была установка руководства, чтобы к этим детям-переселенцев учителя относились очень лояльно, внимательно и осторожно.

Читайте также: Уже год как переселенцы Донбасса никому не нужны — волонтер

"Мы знали, что к нам придут такие дети, знали, что нужно провести работу в классе, подготовить почву, чтобы ни дай бог никто не сказал: "Ты из Донецка, значит, ты враг народа". Дети учатся, дружат, общаются. К нам в школу пришли замечательные ребята, очень хорошо вжились и влились в коллектив, их очень хорошо приняли. Нет никакого разделения, если спросить одноклассников, кто у вас из Донецка-Луганска, они не сразу и сообразят, поскольку изначально на этом внимание не акцентировалось", — говорит социальный педагог.

Казацкая педагогика

В новой Концепции национально-патриотического воспитания  дословно сказано: "В учебно-воспитательный процесс должны внедряться формы и методы воспитательной работы, которые лежат в основе казацкой педагогики". Этот термин вызывает у учителей массу вопросов.

Предполагается, что одной из такой форм воспитания будет  военно-патриотическая игра "Сокол" ("Джура").

"Эта игра — аналог советской "Зарницы", причем очень жесткий и очень странный для двадцать первого века. Например, играющие команды должны украсть что-то друг у друга в лагере под покровом ночи, или "лава на лаву" толкаются между собой. И это называется воспитанием на рыцарских казацких основах", — удивлена преподаватель внешкольного учебного заведения столицы.

Более того, специалистов по этой форме воспитания не готовит ни один украинский профильный ВУЗ, идеологической и методической литературы, одобренной Министерством образования и науки Украины,  на эту тему в стране не существует.

Как воспитать патриота

Учителя говорят, что национально-патриотическое воспитание  — это не покраска чего-либо в желто-голубой цвет и не формирование образа врага.

"Это не патриотизм к Киеву и ненависть к Донецку, а любовь к стране, как к единому целому — к тому, что было, что есть и что будет. Если говорить откровенно, это непонятная война, детей в первую очередь нужно оградить от ненависти. Все это временное, оно пройдет, а детей нужно сохранить и уберечь их психику, чтобы вырастить более спокойное, нормальное, адекватное поколение, которое, может быть вытащит эту страну на своих плечах. Поэтому я всегда говорю детям, что страна это то, к чему вы всегда должны стремиться, чем вы должны руководить и о чем вы должны болеть и быть достойными того, чтобы поднять ее на нормальный уровень — она этого заслуживает. Для вас главное — учиться и быть человеком", — говорит классный руководитель 9-го класса одной из школ Киева.

Как с удовлетворением отмечают учителя, несмотря на то, что война в Украине продолжается уже второй год, дети очень редко играют в "войнушку" на школьных переменах. Они не  делятся на  "сепаратистов" и "киборгов" и не палят друг в друга из игрушечных пистолетов. Малыши играют в Lego, в "танчики", и во все те игрушки, которые есть в интернете. Ребята постарше больше озабочены отношениями полов, первыми романтическими переживаниями, и вопросы военного положения и кровопролития их интересуют мало.

Самое читаемое
    Темы дня