наверх
04.05.202417:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Школа мечты Минобра: оценок не будет, фишки - будут

(обновлено: )125420
Министерство образования и науки Украины планирует отказаться от оценок в начальной школе. Знания учащихся 1-4 классов вместо баллов предлагают оценивать вербально и условными знаками – фишками, значками и тому подобное.
Урок в образовательном учреждении

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Сейчас концепция МОН на стадии обсуждения, однако среди педагогов и родителей школьников мнения неоднозначны, пишет Ольга Иващук (Ольга Іващук).

Что предлагает Минобразования

Так, в обнародованном проекте Концепции начального образования указаны основные проблемы младшей школы, организация учебно-воспитательного процесса и система оценивания обучения учащихся 1-4 классов.

В 1-3-х классах начальной школы оценивание учебной деятельности учащихся предлагают осуществлять вербально "в форме словесной характеристики результата и процесса обучения". Словесную характеристику нельзя заменять только отдельными словами вроде "прекрасно", "молодец", "мне грустно". В то же время можно использовать условные символы, фишки, однако они не должны заменять собственно оценку.

Результаты контроля и оценки фиксируют в предметных таблицах достижений, в которых показатели оценки соответствуют программным требованиям.

В 4 классе предлагают ввести оценку результатов учебной деятельности учащихся, которая выражается словами-символами: "отлично" (В), "хорошо" (Д), "удовлетворительно" (С), "нуждается в улучшении" (П).

Учебные достижения выпускников начальной школы должны определяться по результатам итоговой контрольной работы по украинскому языку (язык и чтение), математике, мироведение.

Мнение педагогов

И. о. начальника управления образования Львовского горсовета Зоряна Довганик отмечает:

"Сейчас это на стадии обсуждения. Но думаю, что на уровне города этот вопрос неоднократно поднимался. Конечно, это важно. Сегодня уже сделаны первые шаги, и во многих школах в первом классе дети не получают оценок. Но, по-моему, совсем отказаться от оценок нельзя. Надо изменить систему оценивания и отношение к оценке.

Когда ребенок переходит в 5 класс, это стресс. Обычно успешность обучения пятиклассников снижается, появляется много новых предметов и учителей. Поэтому начинать оценки надо с 3-4 класса, чтобы ребенок привыкал, так как потом будет большая нагрузка. Оценка должна быть поощрением. Поэтому, возможно, надо изменить не систему оценивания, а отношение учителей и родителей к тому, как ребенок воспринимает эти оценки. Думаю, для ребенка в начальной школе не столь важно получить определенную оценку. Если учитель говорит "хорошо" или "постарайся в следующий раз", это и так уже является оценкой".

Зато заместитель директора ССЗШ №81 им. Сагайдачного Александра Цимбалиста считает, что маленькие дети очень уязвимы, а что касается оценок – особенно.

"Часто оценка, поставленная учителем, даже заслуженная, вызывает у ребенка отрицательные эмоции, смену настроения, ученик теряет желание учиться. Поэтому, возможно, обучение без оценок и станет тем положительным моментом для маленьких учеников. В школе ученик должен получать знания, а не оценки. И уже с детства дети должны учиться, понимая это. Ребенок должен с радостью идти в школу, не боясь того, что будет оценкой наказан за то, что где-то чего-то не доучил или не понял. Есть много других как положительных стимулов, так и способов побуждения к учению тех детей, которые не особо хотят учиться.

Конечно, в средней и старшей школе без оценок не обойтись. Многие дети становятся равнодушными к обучению и для них оценка должна быть результатом их деятельности или бездеятельности.

А вообще изменения в образовании должны дать ребенку понимание того, что он учится не для родителей или учителей, а для себя, чтобы обеспечить свое будущее. К сожалению, в большинстве учеников понимание этого приходит слишком поздно… ", – считает Цимбалиста.

Учитель начальных классов одной из львовских школ Галина, которая попросила не называть ее фамилии, считает, что обучение без оценок – хорошо для первоклассников, но не для четвертого класса.

Читайте также: Детям бедняков Минобразования закрыл доступ к высшему образованию — эксперт

"В начальной школе сейчас нет оценок в первом классе и первом семестре второго класса. Я считаю, что это оправдано и уместно, потому что когда оцениваешь таких маленьких детей, они могут болезненно на это реагировать. Но если оценки отменят до 4 класса, считаю, что это нехорошо. Все же должна быть дифференциация. Ребенок должен реально оценивать свои возможности. Школьники тогда, возможно, будут приступать к выполнению домашних заданий с меньшей ответственностью", – отмечает учитель.

Реакция родителей

Среди родителей школьников мнения разделились: одни считают оценки – преградой к личностному развитию ребенка, другие – одним из важнейших стимулов к обучению.

Например, мама троих детей, которые учатся в сельской школе на Львовщине, Ольга, считает такую инициативу Минобразования неудачной.

"Я думаю, что это нехорошо, поскольку каждого ребенка нужно заинтересовать и мотивировать к обучению. Чем заинтересовать ребенка к учебе? Не конфетами же. Работа учителя – оценить ребенка, а не просто похвалить. В начальной школе нет детей, постоянно приносящих двойки. Есть много предметов, на которые учащиеся ходят с удовольствием. Поэтому, все же, баллы – это результат труда и учителя, и учеников, и они необходимы в школе", – отмечает Ольга.

Зато львовянка Ирина, у которой дочь этой осенью пойдет в первый класс, поддерживает предложенные Министерством образования и науки изменения.

"Я думаю, что это хорошо, потому что наша система, которая осталась еще с советских времен, не направлена на развитие личности, всех оценивают по шаблону. Как говорится, если оценивать рыбу по ее умению лазать по деревьям, то она всю жизнь проживет с заниженной самооценкой. Считаю, что это хорошая инициатива, но неизвестно, как ее внедрять в жизнь", – говорит она.

Самое читаемое
    Темы дня