наверх
23.04.202416:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Минобразования: вырастить нового украинца

(обновлено: )2403210
Украинцев нужно учить патриотизму, объявил премьер Яценюк в декабре 2014-го. "Возрождение национально-патриотического воспитания – это задание не только Министерства молодёжи и спорта, но и Министерства образования", – сказал тогда глава Кабмина.

Максим Вихров

В Минобразования задачу поняли и уже в июне 2015-го презентовали новую концепцию патриотического воспитания молодёжи.

С этого учебного года концепция внедряется во всех школах страны. Напомним, это уже четвертая попытка украинских властей научить граждан Родину любить. В своё время на этой ниве отметились три предшественника Сергея Квита: Михаил Згуровский, Иван Вакарчук и Дмитрий Табачник. Однако, их усилия особым успехом не увенчались. А вот чего ждать от новой концепции патриотического воспитания – большой вопрос.

Новый украинец

Итак, цель новой концепции патриотического воспитания – "формирование нового украинца". От "старого" он отличается тем, что действует на основе национальных и европейских ценностей. К таковым авторы относят уважение к национальным символам, готовность защищать Родину и участие в общественной жизни страны. Кроме того, "новый украинец" с уважением относится к региональным и национально-языковым особенностям.

Поликультурность прописана и среди основоположных принципов данной концепции. Принцип поликультурности предполагает "формирование открытости, толерантного отношения к отличающимся идеям, ценностям, культуре, искусству, верованиям других народов", а также "способность воспринимать украинскую культуру как неотъемлемую часть культуры общечеловеческой".

Кроме того, подчёркивается, что в основе патриотического воспитания лежит идея политической нации. То есть принцип "объединения разных народов, национальных и этнических групп, которые проживают на территории Украины, вокруг идеи украинской государственности, украинского гражданства". Отсюда – отрицание любых форм дискриминации и "культурного империализма". В общем, всё очень по-европейски.

Военный уклон

Как считают в МОН, воспитывать "новых украинцев" архинужно и архиважно ещё и потому, что Украине угрожает денационализация, потеря государственной независимости и попадание в сферу влияния другого государства. Поэтому приоритетом МОН является военно-патриотическое воспитание, призванное повышать престиж ВСУ, мотивировать школьников к военной службе, а также содействовать их физической подготовке.

Формирование мотивации служить – не прихоть, а насущная необходимость. Как известно, план шестой волны мобилизации удалось выполнить всего на 60%. Поэтому в рамках патриотического воспитания МОН предписывает культивировать отношение к солдату, как к герою и защитнику отечества. Это делалось и раньше, однако теперь к работе с учениками будут привлекать военных.

Причем уроками мужества с ветеранами АТО дело не ограничивается. В МОН предписывают налаживать связи с воинскими подразделениями, в том числе – для проведения курсов военной подготовки. О каких подразделениях идёт речь, в МОН не уточняют. Похоже, у полка "Азов" есть неплохой шанс получить господдержку для своего детского лагеря, где детвора постигает военное дело и, вероятно, "Ідею Nації".

Спортивно-туристическое воспитание

Также в приоритете у МОН – спортивно-туристическое направление. В частности, на государственном уровне будут популяризировать "Зарницу" в её украинизированных варинтах ("Котигорошко", "Джура", "Сокол", "Хортинг", "Заграва") и проводить соответствующие соревнования. Также в планах – запустить ежегодный всеукраинский физкультурно-патриотический фестиваль для школьников "Козацький гарт".

Чтобы не приходилось любить Родину по фотографиям, уже в этом году будет организована "системная экскурсионная деятельность" для школьников и поездки-обмены ученических и студенческих групп. В этом направлении МОН обещает сотрудничать с облгосадминистрациями и государственным центром детского и юношеского туризма. Также походы и экскурсии предусмотрены в качестве внеклассной работы.

Кроме того, МОН обеспечит государственную поддержку ряду гражданских инициатив. В частности, речь идёт о патриотическом песенном фестивале "Сурми звитяги", который уже добрый десяток лет проводится во Львове. Также МОН планирует поддерживать всеукраинские соревнования по пешему туризму "Стежками Героїв" и "Осінній рейд", которые ежегодно организовывает скаутская организация "Пласт".

"Садок вишневий коло хати"

Несмотря на задекларированный принцип поликультурности, главным средством патриотического воспитания является украинский язык. Язык составители концепции определяют, как "код праисторической памяти", через который можно приобщиться к духовности предков. Поэтому на уроках украинского рекомендуется уделить особое внимание изучению "слов-символов, в которых отпечатан культурный опыт прошлых поколений".

"Калина", "лелека", "кладка", "чорнобривці", "вишиваний рушник", "хата" и т.д. – как считают в МОН, именно такие "слова-символы" помогают сформировать национальную картину мира школьников. Более того, как утверждают авторы концепции, на подобных концептах "держится современный мир". Правда, сегодня 70% украинцев живут в городах и о хатах, кладке и журавлях знают разве что из книг.

Средством патриотического воспитания остаётся украинская литература. В основе её изучения должна лежать идея об извечном стремлении украинцев строить собственное государство. Как и раньше, воспитывать школьников будут на произведениях Шевченко, Леси Украинки, Сосюры, Гончара и других ветхозаветных пророков украинской литературы. Как предполагают в МОН, это убережёт школьников от космополитизма.

Дела минувших дней

Особое место в формировании патриотизма отводится истории. Как и в случае с литературой, центральной идеей в МОН считают "тысячелетнюю борьбу украинского народа за право иметь своё национальное государство". Учителям следует делать акцент на древности украинской государственности, идущей аж от Киевской Руси. При этом многочисленные "прерывания" государственности нужно рассматривать, как нормальное явление.

При этом сложных тем в МОН не боятся. Например, воспитание жертвенности рекомендуется воспитывать, среди прочего, на примере УПА и лично Степана Бандеры, отношение к которым в украинском обществе очень неоднозначно. Не говоря уже о таких болезненных точках истории, как Волынская трагедия, которая до сих пор остаётся камнем преткновения в украино-польских отношениях.

То же касается и туристических соревнований "Стежками героїв", приуроченных к боям за гору Маковку в 1915-м. Согласно версии организаторов, во время затяжных боёв Сечевые Стрельцы нанесли огромные потери российским войскам (около 3 тыс. убитых). Но правда состоит в том, что де-факто "усусы" воевали с украинцами, которыми была укомплектована дивизия генерала Альфтана (Овручский, Шацкий, Кременецкий, Васильковский полки).

Патриотическое естествознание

Воспитание патриотизма предписывают вести и при изучении других дисциплин. Так, на уроках географии необходимо "усилить украиноведческую направленность", делая акцент на изучении собственной страны. Согласно рекомендациям МОН, каждый урок должен содержать "политико-воспитательную информацию", которая поможет ученикам понять, что лучшего места, чем Украина, на свете нет.

Патриотическим воспитанием предписывают заниматься и на уроках математики. Причём изучением биографий выдающихся украинских математиков дело не ограничится. В частности, ученикам 5-6 классов будут предлагаться задачи, в которых речь будет идти о родном крае. А в 7-9 классе можно изучать геометрические фигуры на примере орнамента украинской вышиванки.

Аналогичный подход МОН рекомендует к информатике, физике, химии, биологии, экологии и другим дисциплинам. При этом поводом для национальной городости являются не только достижения украинских учёных. Например, авторы Концепции подчёркивают, что Украина может гордиться тем, что входит в пятёрку стран мира по распространённости… палеонтологических находов докембрийского периода.

Для координации работы государственных ведомств и общественников, при МОН планируется создать Центр патриотического воспитания. Поле деятельности внушительное – в МОН уже составлен 30-ти страничный план мероприятий до 2019-го года.

Однако, блестящий результат вовсе не гарантирован. В том числе потому, что объединяющий потенциал языка и истории в украинских условиях весьма ограничен, о чём неустанно твердят социологи. Хватит ли усилий МОН, чтобы переломить общественные настроения – вопрос открытый.

Самое читаемое
    Темы дня