Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
Без коррупции, но с очередями
С введением электронных пропусков в зону АТО процедура упростилась, но поначалу система давала сбои. Некоторые переселенцы, отправив документы, ждали по месяцу. Случалось и другие накладки:
"Мы с женой отправили документы и спустя месяц получили ответ, что все в порядке, можно ехать. Но на выезде с подконтрольной Украине территории выяснилось, что я в базе есть, а жены — нет", — рассказывает переселенец из Луганска Сергей.
Они ехали на автобусе через Артемовск проведать родных, и жену Сергея отказывались пропускать через блокпост. В итоге удалось уговорить военных.
При следующей подаче документов супруга Сергея получила электронный пропуск через обещанные на сайте 10 дней, и он оказался в порядке.
Конечно, теперешнюю процедуру не сравнить с той, которая существовала во времена бумажных пропусков. Огромные очереди на подачу документов, "коррупционные риски", связанные с желанием ускорить процесс.
"Мы получали бумажные пропуска по блату — заплатили по 350 гривен. Благо у мужа нашлись знакомые в системе МВД Донецкой области", — рассказывает жительница переселенка из подконтрольной ДНР Горловки Виктория.
Теперь эти вопросы сняты. А обладатели бумажных пропусков внесены в единую базу. Однако очереди на пунктах пропуска в Донецкой области стоят по-прежнему, и проводить в них приходится часами.
ОБСЕ фиксирует колонны машин
Ситуацию с проездом мирного населения через блокпосты отслеживает Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Пресс-служба миссии сообщает о сотнях машин ежедневно.
Так, 14 сентября на украинском блокпосту в Волновахе наблюдатели насчитали в очереди для проезда на подконтрольную правительству территорию 225 гражданских автомобилей. В обратную сторону ждали очереди 254 машины. На блокпосту в Оленевке со стороны ДНР стояло 293 гражданских авто и 111 по другую сторону.
10 сентября в окрестностях Новотроицкого (Донецкая область) в сторону подконтрольной правительству территории собралось 276 машин и 19 машин — в противоположном направлении. На украинском блокпосту между Бугасом и Волновахой 160 автомобилей двигались на север и 150 на юг.
"В середине очереди на блокпосту возле Бугаса женщина средних лет сказала, что ожидает проезда уже шесть часов", — сообщает пресс-служба миссии.
Дополнительную нагрузку испытывают те блокпосты, возле которых открылись логистические центры.
В Донецкой области эти центры работают. Скажем, в такой центр на блокпосту в Зайцево едут не только жители Донецкой области, но и с территории ЛНР — из Красного Луча, Антрацита, Алчевска.
16 часов в очередях
Цены здесь сопоставимы с ценами в Артемовске и Краматорске. Даже если чуть выше — все равно скупаться здесь выходит дешевле, чем на территории, неподконтрольной правительству. Отделение банка обслуживает 50-100 человек в день, ограничений на снятие денег с карты нет.
В аптеке бывает примерно столько же посетителей, сколько и в банке, — люди стараются сделать все за одну поездку. Лекарства, которых нет в наличии, можно заказать по телефону и выкупить через день-два.
Однако поездка такая оборачивается опять-таки многочасовыми очередями сначала в одну сторону, а потом в другую.
"12 сентября, посетив гуманитарно-логистический центр между украинскими блокпостами в Зайцево и Майорске, наблюдатели поговорили с несколькими людьми с территории, подконтрольной ДНР. Жители пожаловались, что для того, чтобы добраться в центр, они вынуждены ждать пересечения блокпоста в Майорске от 6 до 8 часов. На блокпосту СММ наблюдала 331 гражданский автомобиль и 33 автобуса, ожидающих проезда на подконтрольную правительству территорию, и 341 гражданский автомобиль, который ждал своей очереди для въезда на подконтрольную ДНР территорию", — сообщает миссия ОБСЕ.
Итого 12-16 часов в очередях за лекарствами и дешевыми продуктами. Это не считая дороги по территории до самих пунктов пропуска.
Новотошковский центр почти готов
Однако в Луганской области обстановка еще хуже. Обещанных к началу сентября логистических центров так и не появилось. Изначально в Луганской областной военно-гражданской администрации говорили об одном таком центре — в Новотошковке Попаснянского района, в здании бывшего дома культуры.
Потом появились планы открыть еще в Станице Луганской на площади возле автостанции. Губернатор Георгий Тука высказывал также идею создать логистические центры с железнодорожным сообщением — на станциях Попасная и Огородный, пустив туда "поезда одной остановки" "Стаханов — Попасная" и "Луганск — Огородный".
Если с ж/д и станично-луганским центрами дело не сдвинулось с мертвой точки, то в Новотошковке подготовка к открытию логистического центра идет.
"Площадь у нас в целом готова, ремонт осталось закончить, но это займет немного времени. Банки уже открыли отделения, есть договоренности с крупными производителями, которые готовы торговать в логистическом центре. Фискальные органы тоже готовы. Ждем только политического решения об открытии", — говорит глава Новотошковской военно-гражданской администрации Сергей Шакун.
Сложность заключается в том, что для работы логистического центра придется открывать пункт пропуска на крайнем 29 блокпосту сил АТО у села Желобок.
Пока же в Луганской области нет не только логистических центров, но даже нормальной возможности пересечь линию соприкосновения.
Автомобильное движение между подконтрольной Украине территорией и ЛНР закрыто давно. Пешеходные переходы есть в Золотом под Кировском и в Станице Луганской. Но даже там не всем и не всегда везет. Остаются "партизанские тропы" и подпольные переправы вроде той, что действует в районе села Желтое — по нескольку человек переправляют на лодке там, где раньше действовала паромная переправа.