Евгений Стримов, РИА Новости Украина
Премьер-министр Арсений Яценюк сам создал все основания для критики: уровень жизни в Украине упал, но реформ, ради которых страну просили затянуть пояса, не произошло, кроме, разве, декоративной реформы полиции.
В то же время, у Украины появится шанс преодолеть кризис, если политикум ответственно подойдет к выбору премьера – выбрав образованного человека, способного подняться над своими политическими амбициями ради национального интереса, считает политолог, директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко.
На ваш взгляд, разворачивающаяся сейчас информационная атака на Арсения Яценюка – обвинения со стороны губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, неполиткорректные сити-лайты в Киеве, встреча вице-президента США Джозефа Байдена, которому "рекомендовали" не слушать Яценюка и министра финансов Яресько… Это спланированная акция? Кому она может быть выгодна?
– На мой взгляд, все основания для критики создал сам Арсений Яценюк. Из заявленных программой деятельности Кабмина на 2015 год провалены все пункты, кроме возобновления сотрудничества с МВФ и повышения тарифов.
Не расследованы смерти на Майдане, не укреплена и даже не обустроена граница, неясна перспектива безвизового режима и внедрения стандартов НАТО в армии, не принят закон о госслужбе и Трудовой кодекс, не модернизована ГТС.
Правительство обещало поднять уровень добычи собственных углеводородов, но вместо этого регулярно добивается выплаты дивидендов "Укрнафты", вместо направления их на геологоразведку, в результате чего у нас ежегодно падает добыча. КМУ отчитывается о достижении энергонезависимости, но, в реальности, речь идет всего лишь о реверсных закупках преимущественно российского газа, объемы которых никак не зависят от потребностей Украины.
Правительство гордится тем, что пенсии и соцвыплаты выплачиваются без задержек, но в нарушение законодательства они не индексированы не только на реальный, но даже на признанный правительством уровень инфляции. Уровень жизни в государстве упал до показателей слаборазвитых стран, ВОЗ рекомендует делать прививки перед посещением Украины. В этой ситуации совершенно не имеет значения, кто именно инициировал критические публикации в СМИ, если с ними согласны и общество, и политикум.
Свести это к выдумкам оппонентов премьера вряд ли получится – содержание критических высказываний и публикаций о неудачах премьера, в основном, соответствуют действительности. Для Яценюка 2015 год стал вторым годом провала его как государственного менеджера. Кроме того, сам по себе Яценюк достаточно конфликтный и почти недоговороспособный человек, руководствующийся, в основном, своими амбициями.
У Яценюка и без критических публикаций – крайне низкий рейтинг и кредит недоверия в Украине. На кого направлены подобные вещи? На Байдена? На ваш взгляд, способны ли подобные акции повлиять на его мнение о Яценюке? Например, изменить содержание речи, которую Байден готовится прочесть в Верховной Раде?
– Соглашусь с Вами в том, что наружная реклама ориентирована, скорее, на зарубежных гостей, которым необходимо показать отношение общества к главе исполнительной власти. Но ведь и заслуга Яценюка в том, что общество потеряло большую долю доверия к власти и государству, очевидна: уровень жизни упал, но реформ, ради которых страну просили затянуть пояса, не произошло, кроме, разве, декоративной реформы полиции.
Каковы перспективы Арсения Яценюка на премьерском посту? Есть ли некая компромиссная фигура, на кого Яценюка могут поменять? И захочет ли кто-то садиться в это кресло, учитывая объективное состояние дел в экономике и государстве в целом?
– Несмотря на это, перспективой, даже, скорее, залогом (или заложниками) сохранения за Яценюком поста премьер-министра являются 80 народных депутатов фракции "Народный фронт", без которых президенту не удастся проголосовать изменения в Конституцию, а иногда даже трудно собирать простое большинство.
Смотрите также: Как изменились цены на продукты в Украине
Президент понимает, что в случае выхода НФ из коалиции, другой коалиции уже не будет (внефракционным депутатам и депутатским группам нельзя входить в коалицию), и досрочные выборы неизбежны. А в следующем парламенте президентская политсила уже не будет формировать большинство.
Цена нераспада коалиции для президента уже озвучена Яценюком – это сохранение за ним поста главы исполнительной власти. Поддастся ли на этот шантаж президент, мы увидим после отчета правительства.
В кулуарах звучат фамилии Юлии Тимошенко и Михаила Саакашвили, за которыми якобы стоят российские или американские интересы, но поддержки парламента пока нет, ни у этих двух политиков, ни у каких-либо других.
Найдется ли тот, кто сможет и захочет справиться с кризисом, созданным партиями Майдана? Думаю, это может быть неожиданная фигура, например, в мае 2001 года правительство возглавил Анатолий Кинах, и за год справился с галопирующей инфляцией, оставленной ему премьером Ющенко, а по итогам 2002 года была зафиксирована дефляция. Если политикум подойдет ответственно к выбору премьера и сделает этот выбор в пользу образованного человека, способного подняться над своими политическими амбициями ради национального интереса, думаю, шансы преодолеть кризис у Украины появятся.