Мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что МАФы в столице будут демонтированы, поскольку были установлены с нарушением норм безопасности. Глава столицы также отметил, что договор аренды у многих предпринимателей истек, и владельцам киосков предписано освободить территории.
В то же время, попытка очистить метрополитен от малых архитектурных форм уже увенчалась скандалом. 10 июня предприниматели перекрыли столичный проспект Бажана с требованием не трогать МАФы. Они заявляли, что их торговые точки ликвидировали ночью люди в масках, и это заставило их усомниться в законности демонтажа. Кличко затем призвал милицию пресекать подобные нарушения порядка.
Также 12 июня протестующие против демонтажа МАФов частично перекрыли движение транспорта по улице Крещатик. О законности МАФов на территории метрополитена и их потенциальной опасности в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала руководитель пресс-службы Киевского метрополитена Наталья Макогон.
В чем суть конфликта между руководством метрополитена и владельцами МАФов?
– У предпринимателей закончились договоры еще в конце марта, и с 1 апреля у нас не оказалось оснований для предоставления электроснабжения в торговые точки, стала проводиться работа по демонтажу.
Часть предпринимателей самостоятельно демонтировали МАФы, часть выступили категорически против. Предприниматели протестуют против правил пожарной безопасности, которые были приняты в 2012 году, согласно которым все переходы, то есть пути к эвакуации, должны быть расчищены. Точнее – проход для эвакуации должен составлять не менее 6 метров, а если переход изначально уже, то он должен быть очищен полностью от ларьков.
До 2012 года о безопасности никто не беспокоился?
– В 2012 году решили внести еще более кардинальные изменения в правила. И с тех пор предприниматели подавали протесты в Мининфраструктуры, просили соответствующие институты предоставить им экспертные выводы о том, могут ли торговые точки работать в метро. Сейчас снова подали документы в министерство, чтобы оно пересмотрело свое решение об усилении правил в связи с выводами, которые получили предприниматели.
Почему метрополитен не ликвидировал МАФы за три года после принятия закона?
– Есть такая норма в праве: закон обратной силы не имеет. Соответственно, предприниматели настаивают на том, что все, чьи точки были установлены до изменения правил пожарной безопасности, имеют законное право работать, у них есть действующие договоры. Но в этом году большинство их этих договоров закончилось, и метрополитен получил законное право на демонтаж. Параллельно, конечно, ведется и в судебном порядке работа. Предприниматели со своей стороны ведут работу с министерством, а мы, учитывая ситуацию с заминированиями, понимаем, что может произойти при таком пассажиропотоке в случае нарушений правил безопасности.
Владельцы МАФов платят деньги метрополитену за право работать в переходах?
– Есть определенные обязательные платежи, прежде всего, это налоги, арендная ставка, которую устанавливает КГГА. И, согласно решению Киевсовета, 50% отчислений идет в бюджет города, а 50% отчислений идет в метрополитен. Но на сегодняшний день у нас непрофильные доходы в общей разбивке составляют всего лишь 1-2%. Это не та цифра, которая стоит безопасности и жизни пассажиров. Конечно, в случае ликвидации всех МАФов убытки будут, миллионы гривен, но в разрезе нашего общего оборота, а это около полутора миллиардов, это не такие большие убытки. И нельзя ставить на карту безопасность людей при нынешней ситуации, а управление по чрезвычайным ситуациям говорит и о высоком уровне террористической угрозы в Киеве.
Почему демонтаж ларьков на метро "Харьковская" производился ночью людьми в масках?
– Мы не знаем, что это были за люди в масках, потому что это не работники метрополитена. И правоохранительные органы сегодня с этим разбираются. Но в то же время там присутствовали представители Киевблагоустройства, управления по чрезвычайным ситуациям КГГА, они тоже непосредственно проводили работы. Были правоохранители, описывали товар. И если к ним у предпринимателей больше нет вопросов, то с неизвестными в масках разбирается милиция.
Я думаю, что конфликт уже исчерпан. Были приняты конкретные решения, как нам дальше действовать с предпринимателями. Метрополитен обязуется провести аудит мест в переходах, которые не мешают эвакуации людей, найти альтернативные места для торговли.
Мы провели достаточное количество рабочих встреч, в широком формате, и выработали четкий алгоритм действий: первое – предприниматели ищут возможности перепланировать свои МАФы, второе – мы предоставляем предпринимателям альтернативные места, где это возможно, третье – мы ждем заключения от министерства.
Смотрите также: В Киеве люди не успевают на авиарейсы из-за забастовки на проспекте Бажана
Сколько незаконных МАФов размещено сейчас в метрополитене?
– Таких около 63%. И я бы хотела обратить внимание людей: если в ларьке отключен свет, то нужно смотреть, работает ли в торговой точке холодильник, ведь там, порой, продаются молочные, мясные продукты. Здесь трудно сказать, удастся ли их ликвидировать за год. Это договорные отношения, которые развиваются и в плоскости судебных решений, и в плоскости переговоров с министерством.
Будет ли метрополитен компенсировать убытки от демонтажа МАФов?
– Мы ведем работу с городом в направлении повышения арендной платы на торговые места в метрополитене.
Не закончится ли кампания по демонтажу МАФов после местных выборов?
– Наши действия будут соответствовать закону до выборов, после выборов, во время выборов. Есть закон, за невыполнение которого руководитель метрополитена несет уголовную ответственность. И если в метро что-то случится, то глава метрополитена первым пойдет за решетку.