Диана Михайлова, независимый военный эксперт
Согласно информации, обнародованной в материалах предварительного отчета Совета по безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board), потеря радио и радиолокационного контакта Днепропетровским зональным центром Государственного предприятия обслуживания воздушного движения "Украэроруха" с малазийским лайнером произошла за считанные минуты до передачи его в зону ответственности Ростовского центра УВД Российской Федерации.
Смотрите также: Во всем мире чтят память погибших при крушении Boeing-777
Следствием этого явилось обращение украинских диспетчеров к российским коллегам, которые уже наблюдали отметку рейса МН17 на экранах своих РЛС и зафиксировали как ее "раздвоение" с потерей высоты и скорости, так и дальнейшее исчезновение. В отчете приведена выдержка из радиообмена между Ростовским и Днепропетровским центрами приблизительно в 16:22 по киевскому времени.
Согласно же первоначальной информации, подтвержденной авиакомпанией Malaysia Airlines, "она получила извещение от украинской службы УВД о потере контакта со своим рейсом МН17 в 16:15 по Киеву на расстоянии 30 км от пункта маршрута Тамрак".
Указанная разница во времени потери украинскими службами управления воздушным движением контроля за рейсом МН17 может быть вызвана не только выключением ответчика на борту Boeing-777 в результате "поражения высокоэнергетическими объектами", но и физическими ограничениями возможностей работы украинских трассовых радиолокаторов, что привело к появлению "слепой" зоны над Донбассом.
На сайте "Украэроруха" представлена информация о зональных центрах УВД, зонах ответственности и их технической оснащенности.
В связи с тем, что "16 июня 2014 г. около 17 часов вооруженными неизвестными был поврежден радиолокатор "Украэроруха", расположенный в селе Зайцево Артемовского района", что, по сути, полностью нарушило контроль за Донецкой зоной УВД. Само происшествие весьма любопытно.
Читайте также: Расследование катастрофы Boeing-777: новые утечки из отчета
Очевидцы сообщали, что "вооруженные неизвестные прибыли к ТРЛК-8 (трассовый радиолокационный комплекс) на нескольких автомобилях. После непродолжительных переговоров с персоналом радиолокатора выстрелом из гранатомета была повреждено антенное оборудование локатора. Есть неподтвержденная информация о повреждении внутреннего оборудования ТРЛК-8. О пострадавших не сообщается". Официальной информации о нападении на сайте "Украэроруха", в чьем ведении находится объект, нет, однако ее функции были возложены на Днепропетровский центр.
Технические возможности, в том числе и по дальности обнаружения его трассовых радиолокаторов также легко найти на сайте "Украэроха".
Таким образом, еще за месяц до трагического происшествия с малазийским лайнером Украина по разным причинам лишилась возможности использовать информацию от центров в Луганске, Донецке, Артемовске и Симферополе. Исходя из этого, нетрудно получить зоны реального уверенного контроля первичными радиолокаторами Днепропетровского зонального центра УВД территорий Донецкой и Луганской обл., начиная с 16 июня 2014 г. и до момента катастрофы рейса МН17.
Напомним, что основной функцией радиолокационного комплекса является выдача диспетчеру управления воздушным движением местоположения летательных аппаратов, в том числе и с выключенными или отсутствующими бортовыми ответчиками, в контролируемой зоне.
Смотрите также: Новое видео первых минут после падения Boeing на Донбассе
Таким образом, с учетом потери радара в г. Артемовск и дальности обнаружения трассового радиолокатора (около 190 км) в г. Днепропетровск, можно сделать вывод о том, что украинские авиационные власти не контролировали значительную часть воздушного пространства в зоне ответственности своих региональных структурных подразделений над Донбассом, за пролет которой взимались аэронавигационные сборы с международных рейсов, еще за месяц до катастрофы.
К сожалению, предварительный отчет не дает ответа, насколько описанная ситуация соответствует истинной картине, сложившейся в воздушном пространстве над Донбассом в момент катастрофы МН17 и накануне этого события. Ясно, однако, что молчание официального Киева в ответ на неоднократные запросы из Москвы о публикации записей слежения украинскими средствами УВД за международной трассой 17 июля 2014 г., может быть вызвано даже не нежеланием сотрудничать в расследовании, а их элементарным отсутствием.