наверх
23.04.202420:55
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Расследование катастрофы Boeing-777: новые утечки из отчета

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )446853
Американский телевизионный канал CNN первым обнародовал информацию напрямую связанную с подготовленным к публикации отчетом международной группы экспертов по расследованию факта катастрофы рейса малазийских авиалиний MH17 год назад.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Несмотря на неоднократные заверения о конфиденциальности информации, содержащейся в итоговом отчете группы международных авиационных экспертов, расследующих причины катастрофы малазийского Boeing-777-200 в Донецкой области, до момента их официальной публикации, американский телевизионный канал CNN первым обнародовал сенсационные новости.

Под заголовком "Впервые на CNN: источник, знакомый с отчетом, обвиняет в гибели рейса MH17 российскую ракету" (First on CNN: Sources say MH17 report blames Russian missile for shooting down plane) излагается краткое содержание предварительного отчета, подготовленного Голландским бюро расследований (DSB — Dutch Safety Board), возглавляющим группу международных авиационных экспертов из Голландии, Украины, Малайзии, Австралии, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Российской Федерации, о причинах катастрофы.

Ранее сообщалось, что предварительная версия документа, в соответствии с требованиями Организации гражданской авиации ИКАО, разослана для согласования авиационным властям государств, участвовавших в проведении расследования. Официально он международной комиссией не обнародован. Публикация отчета ожидается в октябре этого года.

Впрочем, особых сенсаций или неожиданных сведений не приводится. Неназванный источник CNN сообщил, что "Голландские следователи утверждают, что свидетельства указывают на пророссийских боевиков в качестве ответственных за уничтожение MH17. Это указано в отчете".

Таким образом, комиссия, судя по имеющейся утечке информации, склонилась к версии, высказанной президентом США Бараком Обамой, в первые же часы после трагедии 17 июля 2015 г., когда даже о начале официального расследования не было и речи.

Другой источник телеканала, также пожелавший остаться неизвестным, перечислил основные результаты, полученные комиссией и включенные в проект отчета, который "содержит сотни страниц":

— идентифицирован тип ракеты, поразившей малазийский лайнер;

— воссоздана траектория полета ракеты, поразившей малазийский лайнер;

— определено место пуска ракеты, поразившей малазийский лайнер;

— установлено, под чьим контролем находилась территория, с которой был осуществлен запуск ракеты, поразившей малазийский лайнер;

— на основании перечисленных фактов установлена виновная сторона — "пророссийские ополченцы";

— приведён подробный временной график полёта рейса MH17;

— часть вины возлагается на авиакомпанию Malaysia Airlines за "диспетчиризацию самолетов в день происшествия". По утверждению обоих источников, по версии отчета "Ряд авиакомпаний облетали зону конфликта. Представители малазийской компании не только не читала NOTAM (Notice to airmen — рекомендации для экипажей самолетов по выполнению полетов в конкретных условиях, в том числе предупреждающие об изменении условий безопасности) других стран и не знали об опасных зонах, но и продолжали выполнять над ними полеты".

Читайте также: Разработчики "Буков" и сбитый Boeing-777: факты — вещь упрямая

Не касаясь этической стороны проблемы, связанной с преждевременным разглашением результатов следствия, чего не позволили себе ни одна из других стран-участниц или представляющих их экспертов, можно ожидать как минимум два особых мнения, при условии, что утечка информации действительно отражает реальное содержание отчета.

Как известно, рейс МН17 выполнялся в воздушном пространстве, разрешенном для полетов украинским государственным предприятием по обслуживанию воздушного движения "Украэрорух", и с учетом соответствующего NOTAM, выпущенного Государственной авиационной службой Украины, ограничивающего высоту полета над отдельными районами Донецкой и Луганской областей, о чем было указано в предварительном отчете той же комиссии в сентябре прошлого года. Сведений о каких-либо нарушениях, допущенных малазийской стороной при подготовке и выполнении полета, в нем не приводилось. Кроме того, в том же районе и почти одновременно с самолетом Malaysia Airlines выполняли регулярные рейсы самолеты, принадлежащие британской British Airways, немецкой Lufthansa, голландской KLM, французской Air France и австралийской Quantas. Следуя логике отчета, все они вслед за малазийцами, также проигнорировали авиационные правила. Такая массовость и кучность нарушителей не может не привлечь внимание соответствующих служб международной организации гражданской авиации.

Стоит упомянуть, что только 18 июля 2014 г. представитель европейской организации по управлению воздушным движением "Евроконтроль" Брайан Флинн сообщил, что около 350 рейсов в день, в том числе 150 международных, будут изменены в связи с запретом полетов гражданской авиации над территорией восточной Украины.

Вне всякого сомнения, вторым особым мнением станет российское. 2 июля т.г. заместитель главы "Росавиации" Олег Сторчевой сообщил, что "мы действительно получили проект окончательного отчета по расследованию авиакатастрофы малайзийского "Боинга" рейса МН17.  По итогам его рассмотрения могу сказать: вопросов больше, чем ответов.  У наших специалистов ряд существенных замечаний к документу, приведенной аргументации и просто технических сведений. Сейчас мы их собираем, и в ближайшие дни направим в Нидерланды". Нельзя не отметить, что проект отчета российская сторона получили месяц назад, но никакой огласки или утечки в связи с этим не произошло.

Не осталась в стороне и украинская сторона. Денис Антонюк, отстраненный на время служебного расследования глава Госавиаслужбы Украины, 12 июля рассказал, что "Отчет к нам пришел. Мы не можем сказать, что его уже проработали. Могу только сказать, что мы знакомимся с этим документом, с ним работают все члены межведомственной комиссии, которая была создана для расследования". Он же добавил, что "Документ не финализирован, пока нет его последней версии, поэтому оглашать его содержание я не могу. Украина свои права на расследование официально делегировала Голландии, значит, слово за ними. Мы лишь предоставляем им информацию. У Украины есть 60 дней для того, чтобы подготовить свои замечания к полученному документу".

К сожалению, весь ход расследования был излишне политизирован с самых первых его часов и сопровождался многочисленными вбросами мало достоверной информации. В связи с этим 14 июля МИД России прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: "У российской стороны остается немало серьезных вопросов, касающихся, в частности, слабой доказательной базы и недопущения России к существенному участию в расследовании, российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию. У российской стороны есть немало и других серьезных вопросов и претензий к организации и ведению расследования, в том числе в плане соблюдения правил и стандартов Международной организации гражданской авиации. Таким образом, приходится констатировать, что за прошедший год резолюция 2166, устанавливающая четкие и профессионально выверенные требования к расследованию катастрофы МН-17, не выполнена".

С учетом изложенного, можно лишь порекомендовать действовать в правовом поле резолюции Совета безопасности ООН 2166, "которая остается единственной приемлемой основой для сотрудничества международного сообщества в деле установления причин гибели малазийского лайнера и предупреждения подобных инцидентов в будущем", а также дождаться публикации итогового отчета, оценить его полноту, подлинность собранных фактов и убедительность приведенных доказательств, что сможет позволить установить действительную причину катастрофы, а уж после искать виновных в произошедшем.

Самое читаемое
    Темы дня