наверх
26.04.202414:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Верховная Рада ведет себя как недокоммунизированный совет СССР – Якубин

(обновлено: )73950
ВР одобрила переименование Днепропетровска, Украина и МВФ согласовали текст меморандума об экономической и финансовой политике, а фракции определились с кандидатами в новый состав ЦИК.

Днепропетровск будет переименован в Днепр. За данный законопроект проголосовали 247 депутатов Верховной Рады. Напомним, что переименование городов проводится в рамках выполнения закона о декоммунизации.

Тем временем Украина и МВФ согласовали текст меморандума об экономической и финансовой политике. Киев надеется, что это поможет в ближайшее время вернуться к программе кредитования со стороны фонда.

Также 19 мая прошло внеочередное заседание правительства. Премьер-министр Владимир Гройсман презентовал план приоритетных шагов Кабмина на 2016 год.

Подробнее эти и другие ключевые события в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал политолог Алексей Якубин.

Верховная Рада переименовала Днепропетровск в Днипро. Как вы относитесь к этому процессу?

– Еще не до конца понятно, переименовали ли, ведь есть постановление от "Оппозиционного блока", чтобы отменить результаты голосования. Пока что Днепропетровск остается Днепропетровском.

Упрощенная процедура по переименованию городов действовала до 21 февраля 2016 года. Это опять нарушение регламента?

– Тут вообще интересная ситуация, потому что у нас ВР вообще может все, если хочет. Она может и судебные менять решения, она может у нас объявлять выборы.

В СССР совет тоже мог действительно все, потому что он в себе совмещал и исполнительную и законодательную власть. В Украине формально такого нет, но ВР ведет себя так как недокоммунизированный совет СССР.

Если говорить о процедуре, действительно сроки все уже истекли. По самой процедуре, по идее, должны были быть общественные слушания. Но проблема в том, что у нас общественные слушания, которые проходят, показывают не очень позитивный, неугодный результат.

Такие слушания вообще проходят?

– Не проходили. Формально только. Имеется в виду, где-то сделали какое-то объяснение и потом формально приписали, что собралось такое количество человек, хотя может быть и вовсе не собралось, и вроде бы проголосовали. Или в Киеве есть такие прецеденты, когда посредством интернета сообщали, что будут проходить слушания, а слушания в реальности не проходили.

Я думаю, что с Днепропетровском схожая ситуация. По разной статистике, которая у нас есть, по социологическим данным, большинство жителей – против переименования. То есть очевидно, что если бы эти слушания были публичными и демократического характера, то большинство жителей проголосовало против.

Заметьте, даже действующий мэр Филатов заявил, что такая поспешность может вредить делу.

А зачем такая поспешность?

– Просто подходят сроки декоммунизации, которые были определены законом. И Институту национальной памяти нужно отрапортовать, что мы переименовали. А Днепропетровск у всех на слуху. Потому они решили поспешить.

Плюс очень удобный повод: видите, ВР показывает, что что-то делает.

Остается еще вопрос открытым по переименованию области.

– Вопрос не остается открытым. Это в очередной раз показывает абсурдность закона о декоммунизации в контексте этого переименования. Потому что в Конституции Днепропетровская область прописана как Днепропетровская область. И 300 голосов на изменение в Конституцию нет. Потому область все равно останется Днепропетровской.

Хотя есть аналог: Санкт-Петербург и Ленинград. Ленинградская область такой и осталась.

Украина и МВФ согласовали текст меморандума об экономической и финансовой политике. Насколько позитивна эта новость?

– Я думаю, что это отчет о неких намерениях. Но в данном случае очевидно, что Украина выходит на финишную прямую с тем, чтобы хотя бы на некоторое время восстановить возможность финансирования МВФ.

Другое дело, выиграют ли от этого граждане, вот в чем вопрос.

Мы уже получали финансирование от МВФ, кредиты. Это минус?

– На что шли эти кредиты, не совсем понятно. Они вроде шли в золотовалютный резерв, а дальше возникали вопросы даже у МВФ.

Очевидно, что фонд даст какие-то деньги Украине. Мы видим условия, которые МВФ выдвигают, а на самом деле это наши политики предлагают фонду. Они очень сильно кусают граждан. Тарифы, а теперь о пенсионной реформе заходит речь.

Более того, мы можем увидеть расширение списка предприятий, которые готовы будут приватизировать. Витает в воздухе информация о том, что туда включат даже атомные электростанции.

И это будет требование МВФ?

– У нас так будут говорить.

У нас с МВФ получилась интересная ситуация. Все, что наши политики хотят протолкнуть и это непопулярно, они называют требованиями МВФ. Звоните в МВФ и спрашивайте.

А в реальности все условия – это то, о чем Украина договорилась. МВФ не приходит с определенным набором требований. Они приходят и говорят: "У вас не должно быть дефицита бюджета выше 3%". У нас говорят: "Давайте сократим медицину, образование, повысим тарифы". То есть вместо того, чтобы предложить реальную программу борьбы с оффшорами или с трансфертным ценообразованием, благодаря чему из Украины уходит миллиард долларов каждый год, или борьбы с коррупцией, или создать прогрессивное налогообложение, у нас сокращают социальные затраты и таким образом номинально достигают необходимых для МВФ показателей.

А потом говорят, что это МВФ потребовал.

А почему действуют такими методами?

– Группы, которые получают прибыль в стране, являются организованными группами с сильными интересами. С ними очень сложно бороться. Проще бороться с большой группой под названием граждане. Они неорганизованны, их интерес слабо выражен.

Потому у нас правительство выбирает идти по пути наименьшего сопротивления. Перекладываем на тех, кто, может, и недоволен, но не будет устраивать нюансов, связанных с перестановкой в Кабмине, изменения его состава, или через свои медиа-ресурсы не будет разгонять информацию.

У нас все издержки перекладываются на граждан, а Кабмин считает, что граждане будут молчать. И на них можно будет в дальнейшем перекладывать все издержки, связанные с МВФ.

Читайте также: Будет ли транш МВФ: сценарии для Украины

Мы могли бы обойтись без кредитов МВФ?

– Украина уже почти год живет без кредитов. Мы же не получаем кредитов от МВФ с конца лета прошлого года. Я думаю, тут вопрос не в кредите. Если бы за это время Украина могла бы запустить механизмы экономического роста, мы бы реально увидели, что страна спокойно обходится и без кредитов.

Украина могла бы получать средства из других источников и вкладывать в экономику. Проблема в том, что работая с МВФ, мы тратим эти кредиты на облуживание других кредитов. Вместо того, чтобы эти средства запускать в развитие экономики, мы вытягиваем из одного кармана МВФ и платим в другой карман.

А чье это решение должно быть – потратить деньги на экономику, а не на обслуживание кредитов?

– Правительство должно поднимать вопрос. Правительство договаривается и об условиях, на что эти деньги идут. Есть интересный нюанс по поводу долга России. Россия поднимает вопрос, чтобы этот долг учли в общий долг МВФ и в ту финансовую помощь, которую фонд оказывал. Если это произойдет, то получение денег МВФ может отложиться еще на длительное время.

Премьер-министр презентовал план приоритетных шагов Кабмина на 2016 год. Как вы относитесь к такого рода документам?

– Сама эта ситуация, когда такую приоритетную программу предлагают через месяц после избрания, выглядит очень странно. Более того, окончательный план будет только 26 мая, то есть сейчас представлены общие видения.

И ключевое из них связано с тем, что Гройсман сказал, что украинцы могут зарабатывать по тысяче евро. И там есть такая приписочка: при умном и качественном управлении. И всегда можно сказать, что у нас нет умного и качественного управления. На данный момент это набор всего того же, что мы слышали.

Но ведь были назначены конкретные дедлайны?

– Это хорошо, это правильно, потому что это помогает нам каким-то образом контролировать процесс. Потому что то, как было до этого, безо всяких дат, просто набор неких благих пожеланий, часто даже противоречащих друг другу, это выглядело странно. Но будет ли этот механизм реально работать, это вопрос.

У нас, кстати, до сих пор висит ряд законов, которые уже принял парламент без подзаконных актов, к примеру. Я просто приведу один пример: в прошлом году по инициативе президента был принят закон, который помогает студентам, переселенным лицам не платить за общежитие, им должно компенсировать пребывание в общежитии государство.

Прошел год, уже май, до сих пор есть закон, подписанный президентом, до сих пор не приняты подзаконные акты Кабмина, которые бы позволили это сделать. То есть Яресько не могла найти денег на помощь студентам-переселенцам.

На запросы постоянно отвечают отписками?

– Да, и ведомства ссылаются друг на друга – и получается такой футбол. У нас ведомства очень любят заниматься футболом отписок.

Возможно, помогут петиции?

– У нас это очень распиаренный способ, но он не работает. Это способ пиара, давайте честно говорить. Пиара абсурдных, часто смешных идей.

Многие представители власти не хотят общественного диалога тех вещей, о которых они выдвигают. То есть они наперед понимают, что эти вещи не найдут поддержку у граждан. И потому они понимают: раз не найдут, значит надо искать какие-то окольные пути.

Это попытка просто создать иллюзию общественной дискуссии в тех вопросах, которые власть понимает, что граждане просто будут их не поддерживать.

Срок семилетних полномочий участия членов ЦИК истек. Как вы относитесь к переформатированию состава ЦИК?

– Этот вопрос рассматривался частью фракций как очень важный в контексте того, что тема досрочных выборов продолжает висеть в воздухе.

А под досрочные выборы хорошо бы иметь новый ЦИК?

– Без сомнения. Новый ЦИК с другими людьми, потому что очевидно, что некоторые фракции в парламенте считают, что первоочередной вопрос – это изменение закона о выборах.

Стоит ли понимать, что те политические силы, которые педалируют рассмотрение смену членов ЦИКа, не очень верят, что при этом составе у них высоки шансы прохождения?

– Я думаю, что они хотят обновить зависимость от них ЦИК. Потому что во многом действующая пролонгация комиссий с действующими фракциями имеет небольшую связь. И у фракций есть желание свое усилить представительство в ней.

Я думаю, мы увидим и часть старых представителей. Говорят, что, например, Магера хочет сделать все, чтобы стать новым главой ЦИК.

Но Магеру вычеркнули из списка кандидатов.

– Это обсуждается. У нас говорили, что этот вопрос должны были закрыть на этой неделе.

Все фракции подали списки, ждут реакции президента. Почему он медлит с ответом?

– Проходит дискуссия: вроде радикалы блокируют трибуну парламента, но мы знаем, что они делают это до нужного момента. А в нужный момент они разойдутся и голосование произойдет.

Грубо говоря, сейчас происходит реализация договоренностей, которые были достигнуты в контексте голосования по генпрокурору и за правительство, что некоторые фракции получат свои квоты. Пока ключевой вопрос в кандидатурах.

Какие требования выдвигают к кандидатам в члены ЦИК?

– Ключевой вопрос – только в политической лояльности. Вопрос профессионализма или опыта не играет никакой роли.

Если человек будет лоялен к тем силам, которые его будут продвигать, даже если нет профильного образования, политическая сила, которая его выдвигает, будет делать все, чтобы он стал ее представителем. Вопрос опыта тоже не стоит.

Существует кадровый резерв, подготовка, школа?

– Такой школы нет. Туда должны прийти люди с профильными знаниями, пониманиями, что такое политическая система Украины, выборы. То есть это должны быть или юристы, или политологи.

Это должен быть юрист, который должен следить за всеми изменениями?

– Без сомнения. И который может увидеть противоречие в нормах. Это в теории так. В реальности у нас членом ЦИК может быть кто угодно, если есть политическая воля.

А существует ли в законодательстве ограничение на опыт работы, образование?

– Есть общие требования, чтобы было профильное образование.

Справку от психиатра требуют?

– Справку от психиатра не принято требовать у любых соискателей, возник бы новый коррупционный скандал.

У нас вступил в силу новый закон о госслужбе. Там есть что-то по поводу проверки на вменяемость?

– Проверки на вменяемость нет, потому что не понятно, кто будет определять, вменяем или невменяем человек.

Но когда мы получаем права, мы же проходим проверку психиатра. То же самое при ношении оружия. Для госчиновников это имеет смысл?

– У нас сказано, что госчиновники проходят конкурс, где оценивают их профессиональные качества: образование, профильность образования. Всех остальных требований нет.

Ранее парламентский корреспондент Голоса Столицы Снежана Гришина сообщила, что за переименование Днепропетровска в Днепр проголосовали 247 депутатов. Даже нардепы от "Радикальной партии", которые две недели блокируют трибуну, сняли блокаду, чтобы проголосовать с коалицией.

В Украине подходит к концу год с момента начала действия закона о декоммунизации. Ранее сотрудник Украинского института Национальной памяти Сергей Рябенко в эфире "ГС" рассказал  о том, что декоммунизировали и что будет с переименованными городами.

Самое читаемое
    Темы дня