наверх
02.05.202402:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как спасти экономику? Перестаньте кормить кредитами Кабмин Украины

Экономический кризис (833)

(обновлено: )1609162
Реформы, направленные на улучшение социально-экономического положения в Украине начнутся только тогда, когда большинство международных финансовых институтов и стран-доноров прекратит поддерживать правительство кредитами и грантами.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Лишившись возможности дерибанить заемные или просто дармовые ресурсы, правительство наконец-то будет вынуждено хоть что-то сделать ради роста экономики, или его снесет очередной Майдан.

Кому-то может показаться, что это утверждение парадоксально и не имеет отношения в реальности, ведь политики и чиновники вкупе с присоединившимися к ним грантоедам всех мастей и видов утверждают, что на проведение реформ в первую очередь нужны деньги. На самом деле деньги на проведение реформ, а точнее на разговоры об этом и на PR своего участия в реформах нужны именно им. Лично! А для реформ, в первую очередь нужны не деньги, а цель, планы и расчеты. Цель — это то, чего надо достичь в результате реформ. Планы — это схемы, согласно которым будут проводиться разные реформы, обеспечивающие достижение цели. Расчеты должны показать, сколько и каких именно ресурсов потребуется на осуществление планов, ведущих к цели, и как долго они будут реализовываться исходя из нынешних условий и при введении иных исходных данных.

Сложно? Нет, просто трудно и, возможно, займет какое-то время. Но… именно этот этап, целеполагания, планирования и расчетов потребует денег на содержание разработчиков реформ. Сами реформы должны приносить деньги. Именно приносить деньги, а не потреблять их. Приносить прибыль гражданам, бизнесу и, в конечном итоге, — государству. Все, что потребляет деньги налогоплательщиков, а не приносит их — это не реформы. Это схемы вывода средств из бюджета. Это воровство, грабеж, коррупция и так далее.

Именно поэтому, первыми, кто препятствует проведению реформ, являются чиновники (их благосостояние зависит от того, сколько они смогут/успеют потребить бюджетных средств) и кредиторы Украины, кровно заинтересованные в том, чтобы им никогда не вернули долги. Удивлены? Ведь вам кажется, что основное желание кредиторов заключается в том, чтобы вернуть свои деньги? Это — иллюзия. Основное желание кредиторов — получать проценты по кредитам как можно дольше, желательно — неограниченное время. Чем беднее страна, тем под более высокие проценты она берет кредиты и тем выгоднее в неё вкладывать деньги. Правда, с одно оговоркой: в стране должен быть ресурс, который имеет ценность намного большую, чем сумма кредита и который можно забрать в зачет погашения долга, если страна объявит себя банкротом. У Украины такой ресурс есть — земля.

В подтверждение вышеизложенного хотелось бы привести реакцию одного из главных кредиторов Украины — Международного валютного фонда даже не на реформу, а на попытку таковой в фискальной сфере, предпринятую профильным Комитетом Верховной Рады Украина, под руководством Нины Южаниной. По её словам, МВФ готов приостановить программу финансирования Украины, если парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внесет в Верховную Раду свой проект налоговой реформы.

"Жером Ваше (постоянный представитель Фонда в Украине — Авт.)  пришел с категорическим заявлением и рекомендовал не вносить в парламент на регистрацию законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, иначе МВФ будет вынужден сделать заявление, что концепция не согласовывается с принятыми ранее решениями и программа будет приостановлена", — заявила Южанина после встречи с постпредом МВФ.

В свою очередь, пресс-служба киевского офиса МВФ со ссылкой на постоянного представителя МВФ в Украине Жерома Ваше сообщила о том, что Международный валютный фонд считает возможным снижение налоговых ставок в Украине только при введении компенсаторов и сохранении прогнозного дефицита государственного бюджета. По мнению МВФ, любое решение по сокращению налоговых ставок должно сопровождаться достоверными мерами, которые будут вводиться на постоянной основе и позволят удержаться в пределах определенного программой дефицита на 2016 год в размере 3,7% ВВП. Снижение налоговых ставок в отрыве от внедрения компенсационных мер, которые позволили бы обеспечить согласованный уровень дефицита, могло бы поставить под угрозу программу поддержки МВФ.

Читайте также: Налоговая реформа и поддержка МВФ пересекаются

Данное заявление лишь раз подтверждает мой тезис о том, что в МВФ нет ни единого экономиста. Потому что только полный профан в экономике может заявить о том, что снижение налоговых ставок само по себе требует компенсационный мер. Уже надоедает пояснять этим профанам, выдающим себя за "международных экспертов", что снижение налоговых ставок приводит к активизации экономики и росту ВВП. В свою очередь, возросшая экономическая активность и увеличение как номинальных, так и абсолютных показателей валового внутреннего продукта приводит к росту налоговых поступлений в бюджет. Проще говоря, 1% с миллиона гривен это всегда больше, чем 50% с 10 000 грн. Но, очевидно, международные эксперты математику в школе не учили, что, впрочем, не мешает им называться "экономистами".

Так что чем меньше в Украине будет подобных советчиков и денег, которые правительство использует для собственного обогащения и роста благосостояния олигархов, тем больше шансов на то, что реформы все-таки будут.

Самое читаемое
    Темы дня