наверх
26.04.202409:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко и Донбасс. Четыре победы, пять поражений

Донбасс - Минск: отвод вооружений (1413)

(обновлено: )2807193
В последнее время народные депутаты озаботились, внезапно, чтением Минских соглашений, что вызвало у них некоторое потрясение. Оказывается, никаких перемог на дипломатическом фронте и близко нет, а, напротив, кругом одна сплошная зрада.

Василий Стоякин, обозреватель

11 октября президент Порошенко был вынужден выступить со специальным обращением к гражданам Украины, "чтобы кратко отчитаться о наших дипломатических и военных трудах".

Первым достижением он считает прекращение огня и отвод вооружений (разумеется, так, чтобы иметь возможность немедленно их вернуть назад в случае нарушения перемирия).

Читайте также: Порошенко в Днепропетровске: дружба с Вилкулом против Коломойского?

Естественно, не обошлось без некоторых преувеличений. Например, президент заявил, что "нам удалось принудить врага (! – это важно) согласиться на отвод вооружений", при том, что именно позиция украинской стороны в последнее время перед парижской встречей была препятствием для заключения соглашения об отводе вооружений калибром менее 100 мм. Впрочем, "враг", в конечном итоге, согласился на предложенную украинской стороной схему, предполагающую постепенный отвод вооружений, прежде всего с тех участков, где столкновений в последнее время не было. Логика прекращения огня требовала обратного, но логика "жертвы агрессии" именно такая – мы ж обороняемся…

Второе достижение – "мы таки добились от России обязательства не проводить псевдовыборы в оккупированных районах 18 октября и 1 ноября".

Отмечу, что тут ситуация неоднозначна. С одной стороны, запланированные в республиках местные выборы были грубейшим нарушением Минских соглашений. С другой, организаторы выборов имели полное право расценивать свой шаг как вынужденный, поскольку Киев также не выполнил своих обязательств по согласованию формата выборов. Более того, Украина вообще отказалась от проведения выборов не только на "оккупированных", но и на прифронтовых территориях (хотя в прошлом году президентские и парламентские выборы там все же проводились).

Заявление же президента о том, что, дескать, "прошлогодние псевдовыборы (…) спровоцировали полномасштабное возобновление боевых действий" вообще находится за гранью добра и зла. Возможно, выборы и были провокацией, но кто мешал Украине реагировать на нее политико-дипломатическими, а не военными мерами?

Третий успехусиление миссии ОБСЕ и обеспечение ее доступа на всю глубину "оккупированной территории", что рассматривается президентом как первый шаг к возвращению госграницы под украинский контроль.

Пользуясь случаем напомню, что еще в прошлом году власти РФ допустили украинских таможенников к досмотру гуманитарных грузов на границе, но Порошенко, почему, этот момент "первым шагом" не считает. А вот допуск международных наблюдателей, хотя очевидно, что ОБСЕ – не Украина, считает. Своеобразное отношение к суверенитету…

Четвертое достижение – Меркель, Олланд, Обама (которого, к слову, в Париже не было) и Порошенко, оказывается "четко дали понять Путину", что выборы должны пройти по украинских законам, и они связаны с выведением российских войск, разоружением боевиков и восстановлением госконтроля над границей.

Читайте также: Выборы на Донбассе. Политолог: о чем не сказал Порошенко?

Тут президент оказался на очень зыбкой почве, но сумел, кажется, не пересечь границу между правдой и совсем уж наглой ложью. Связь, правда, тут обратная – это вывод войск и разоружение незаконных групп, а также возвращение контроля над границей должны состояться после выборов. Кстати, с "выводом войск" будут проблемы, поскольку Украина так и не доказала наличия российских войск на своей территории – заявление о наличии доказательств пересечения границы аж 56 российскими военнослужащими (в т.ч. в Крыму) выглядит, мягко говоря, не особенно убедительно. Разоружение же "незаконных групп" напрямую связано с формированием "народной милиции" по решению местных советов. А "выборы по украинским законам" – это, как раз, часть минских соглашений, самим же Путиным и предложенных.

Отдельно президент заявил о необходимости обеспечения возможностей голосования для беженцев, участия в выборах украинских партий и украинских СМИ. Эти вопросы крайне неоднозначные.

Вообще эмигранты по украинскому законодательству в принципе лишены права голоса на местных выборах. В смысле, для участия в выборах они должны вернуться на место постоянного проживания и проголосовать. Т.о., президент готовит общество и политический класс к принятию специального закона о выборах на Донбассе.

Кстати, беженцами являются и те граждане, которые скрываются от "российской агрессии" на территории России. Им, соответственно, тоже нужно предоставить возможность голосовать. Причем, если в ходе общенациональных выборов формируется один заграничный округ, то тут их должно быть много… Да числятся "беженцами" далеко не все выехавшие из Донбасса граждане. Как будут решаться эти вопросы, я не предоставляю.

Есть вопросы о способности украинских политических партий принимать участие в выборах, поскольку большая их часть на этих территориях (включая места проживания беженцев в стране и за рубежом) никак не представлена – отсутствуют не только организационные структуры, но и отдельные члены.

Украинские СМИ на протяжении полутора лет "информируют" граждан о событиях в Донбассе со слов официальных пресс-служб и блоггеров (зачастую черпающих свою информацию из собственного пальца или читая с потолка). Только в последнее время украинские журналисты начали попадать на "оккупированные территории" без риска повторить судьбу Руслана Коцабы, причем не факт, что они будут пользоваться этой возможностью регулярно – украинские СМИ на Донбассе недолюбливают.

В целом, заявления президента можно трактовать и как желание провести "сепаратные" местные выборы, проведя их без учета мнению людей, реально проживающих в регионе или выехавших в Россию, но с учетом тех, кто уехал в Киев на заработки еще до начала войны.

Президент также подчеркнул, что ему "нужны понимание и поддержка украинского парламента. Такие же, как при принятии проекта изменений в Конституцию и Закона об особенностях режима местного самоуправления в отдельных районах Донетчины и Луганщины".

Он осудил тех украинских политиков (например, одного из своих спикеров – Юрия Луценко), которые предполагают изолировать, отрезать и отдать Донбасс. Потому что, "если мы утратим шанс забрать назад Донетчину и Луганщину, кто в мире будет говорить о возвращении Крыма – со страной, которая раскидывается территориями?". Это заявление выглядит несколько загадочно на фоне действий поддержанных государством "общественных активистов", которые делают все, чтобы исключить возвращение Крыма в состав Украины, но в целом президент, конечно прав – после всех тех усилий, которые украинские власти приложили для утраты территориальной целостности, можно было бы сделать что-то и в обратном направлении. Впрочем, Украину буквально заставляют воссоединиться с Донбассом, причем в первую очередь – именно Россия, что отнюдь не укрылось от внимания тех политикой, которых критикует президент.

Теперь, о моментах, которые президент не упомянул.

Во-первых, он умолчал о том, что практически все шаги по мирному урегулированию и проведению выборов необходимо согласовывать с "врагами", представляющими сейчас Донбасс. Именно так, а вовсе не провести выборы, а потом уже вести переговоры.

Справедливости ради следует отметить, что президент подает недвузначные сигналы относительно необходимости переговоров с Донбассом (назвав во время выступления ООН власти республик Донбасса правительствами). Да и предложения республик по изменению украинского законодательства Киевом приняты (хотя еще не учтены).

Во-вторых, умолчал он о необходимости принятия нового закона о выборах (хотя и намекнул достаточно прозрачно). Кстати, закон об особенностях самоуправления не годится от слова "никуда", поскольку противоречит Минским соглашениям и не согласован с теми же "представителями Донбасса". Да и принятые с большим трудом в первом чтении конституционные изменения могут быть поставлены под сомнение по последней причине (и, думаю, игра вокруг этого вопроса будет вестись).

В-третьих, промолчал он об амнистии, хотя этот вопрос в Париже обсуждался и Олланд специально обратил на него внимание (очевидно, поскольку украинская сторона пытается уклониться от этого обязательства).

В-четвертых, ничего не сказано о проведении выборов в прифронтовых районах, однако тут вообще ничего не ясно, поскольку в Париже, похоже, этот вопрос не обсуждался.

В-пятых, президент не упомянул о судьбе своих инициатив по введению в зону конфликта миротворцев и предложениях расширить число структур, официально наблюдающих за выборами в Донбассе. Тут, впрочем, все понятно – эти предложения просто не были услышаны "европейскими партнерами".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня