наверх
21.09.202021:49
Курсы валют НБУ
  • USD28.17+ 0.06
  • EUR33.35+ 0.17

Бюджет-2016: фантазии Яценюка и Яресько для удовлетворения запросов МВФ

Кредит МВФ и кризис в Украине. (241)

(обновлено: )8278285
В начале июня правительство представило в Верховную Раду подготовленный Минфином документ, который призван определить основные направления бюджетной политики на следующий, кризисный, 2016 год.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Документ под громким, хотя и традиционным, названием "Проект Постановления об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год" был включен в распорядок дня парламента на 4 июня.

На семнадцати страницах Минфин изложил свое видение будущего экономики Украины в следующем году, которое можно смело отнести к разряду ненаучной фантастики. Начиная с макропоказателей и заканчивая рекомендациями по улучшению экономического положения предприятий отечественной промышленности.

Что же нафантазировали чиновники и почему это не имеет отношения к реальности? Попробуем вкратце разобраться.

Согласно прогнозам Минфина, определены такие основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2016 год:

— валовой внутренний продукт номинальный – 2 106,1 млрд гривен;

— рост реального ВВП – 2%;

— инфляция (индекс потребительских цен) – 9%;

— индекс цен производителей –  12%;

— уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет, определенный по методологии Международной организации труда – 9,9%;

— обменный курс гривны (в среднем за период) – 22,5 грн/1 доллар США.

При этом авторы документа уточнили, что основные прогнозные макропоказатели могут быть уточнены на основе изменения социально-экономической ситуации в 2015 году.

Начнем с ВВП. В этом году в госбюджет заложен прогноз по его объему в 1 850,4 млрд грн. Следовательно, рост номинального ВВП запланирован на уровне (2 106,1 – 1 850,4)/1 850,4*100%=13,81%. Если считать в долларах США, то картина выйдет несколько иная. Среднегодовой курс, заложенный в Бюджет 2015 – 21,7 грн/1 доллар США. Значит объем ВВП 1 850,4/21,7=85,27 млрд долларов. В 2016 году, соответственно, 2 106,1/22,5=93,6 млрд долларов. Увеличение на (93,6-85,27)85,27*100%=9,8%. При попытке увязать эти данные с прогнозным показателем инфляции и ростом реального ВВП – ничего не выходит. Остается уповать на некий мифический показатель, определяемый как "постоянные цены 2010 года", используя которые и можно получить непротиворечивую картину.

Кроме того, напомню, что в первом квартале этого года ВВП Украины сократился по сравнению с четвертым кварталом прошлого, 2014 года на 17,6%. При этом, Госстат не дал абсолютных цифр сокращения. Попробую это исправить. Итак, в IV квартале 2014 ВВП номинальный составил 443,091 млрд грн. То есть в I квартале 2015 года его величина составляла 443,091 – 17,6% (то есть 77,984)=365,1 млрд грн. Хотя это и несколько некорректно, но попробуем представить, что в остальные три квартала 2015 года падение будет нулевым. Тогда по итогам года мы получим: 365,1*4= 1 460,4 млрд грн. То есть на 390 млрд грн меньше, чем заложено в бюджет 2015!

О чем это говорит? Предположений может быть много, но хочу выделить основные:

— прогнозный показатель ВВП в бюджете 2015, как в основных направлениях бюджетной политики на 2016 взят "с потолка"

— курс гривны будет колебаться в достаточно широких пределах, чтобы обеспечить необходимый для прогнозируемого объема ВВП рост цен

— инфляция в текущем году будет расти и дальше.

Почему так? Да потому что при "замороженных" социальных стандартах нечего рассчитывать на оживление внутреннего рынка, а боевые действия на востоке страны, увеличение налоговой нагрузки на бизнес, учетная ставка НБУ на уровне 30%, ограничения по покупке/продажи валюты, сокращение экспорта/импорта и другие результаты экономической политики власти не дают оснований полагать, что спад в промышленном производстве сменится ее ростом. А раз не вырастут ни производство, ни продажи, то и ВВП расти не будет!

Как в Минфине собираются обеспечивать выполнение своих фантастических прогнозов? Остановлюсь на некоторых моментах:

1. Содержание предельного объема дефицита государственного бюджета в пределах 3% от ВВП. (То есть на уровне порядка 60 млрд грн, что является малореальным, так как в 2016 году только расходы на компенсации и субсидии по ЖКХ могут составлять не менее половины этой суммы, а при росте ВВП на 2% доходы бюджета будут примерно на уровне этого года).

2. Сохранение с учетом налогового законодательства доли перераспределения валового внутреннего продукта через сводный бюджет на уровне не выше, чем учтено в Государственном бюджете Украины на 2015 год. (То есть бюджетная политика на будущий год будет такой же консервативной, как и в этом).

3. Финансирование дефицита общего фонда государственного бюджета преимущественно путем осуществления внутренних заимствований. (А значит, внешние займы пойдут на погашение внешних же долгов, а финансировать дефицит бюджета будут за счет печатного станка).

4. Создание системы по управлению рисками государственного долга с целью предотвращения пиковой нагрузкой на государственный бюджет, развития вторичного рынка государственных облигаций за счет проведения активных операций с государственным долгом со свободными средствами на едином казначейском счете. (Проще говоря, со средствами на ЕКС будут играть на бирже (это и есть вторичный рынок ценных бумаг).

В Минфине запланировали рост налоговой и регуляторной нагрузки на бизнес, в частности предлагается:

1. Осуществить перевод сельскохозяйственных предприятий на общий режим обложения налогом на добавленную стоимость;

2. Обеспечить расширение сферы применения регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов);

3. Усилить борьбу со схемами уклонения от уплаты налогов юридическими и физическими лицами, в том числе путем совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость, формирования системы налогового контроля в зависимости от степени риска в деятельности налогоплательщиков (проще говоря, дав фискальной службе еще больше полномочий, что приведет к взрывному росту коррупции).

Это еще далеко не все "прелести" данного документа, но они лишний раз доказывают, что  правительства надо срочно лишать права законодательной инициативы, во избежание углубления экономического кризиса.

Читайте также: До конца года скачков курса валют не будет — эксперт

P.S. Не исключено, что понимая всю неадекватность подготовленного в Минфине, президент Украины Петр Порошенко так ни словом и не обмолвился в своем ежегодном послании к Верховной Раде о тех экономических фантазиях, которые "наработало" ведомство Натальи Яресько.

Самое читаемое
    Темы дня