наверх
26.04.202406:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нефтяной бумеранг. Скачки цен на нефть и повторение истории

Реакция в мире на события в Украине (383)

(обновлено: )4691215
Нисходящий тренд мировых цен не нефть породил массу конспирологических версий: от заговора "мировой закулисы" против Русского мира до новейших изобретений, которые позволят человечеству отказаться от углеводородов.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ

Особенно умиляют заявления разного рода ура-патриотов, видящих в низкой цене на нефть последствия украинско-российского конфликта, наивно полагая, что весь мир сошелся в битве "за Украину".

Спешу разочаровать — это не наша война и, если обратиться к урокам новой истории, любой ее исход будет иметь довольно негативные последствия для нашей страны.

Почему это не наша война?

Наиболее вероятной версией происходящего сегодня на мировом рынке нефти является противостояние, наметившееся между Саудовской Аравией и США еще в начале 2013 года, вследствие непродуманной политики Белого Дома на Ближнем Востоке.

Череда цветных революций и возможная потеря политической и военной поддержки со стороны Вашингтона поставили под угрозу положения "пакта Куинси" и негласных договоренностей, достигнутых между саудитами и американцами после нефтяного эмбарго в 1973 году. 

Немного истории. В 1945 году на борту крейсера "Куинси" было заключено соглашение между президентом США Франклином Рузвельтом и королем Абдель Азизом аль-Саудом, которое предполагало предоставление США прямого доступа к саудовской нефти и проведение Эр-Риядом дружественной Америке нефтяной политики в мире в обмен на гарантию американской защиты.

Несмотря на это, в октябре 1973 года вследствие очередного арабо-израильского конфликта, где Израиль пользовался полной поддержкой США, Саудовская Аравия и другие арабские нефтедобывающие страны наложили полное эмбарго на поставки нефти в США.

Нефтяное эмбарго было снято 18 марта 1974 года. Продолжалось оно недолго, но имело важнейшие последствия. Продажная цена саудовской нефти подскочила от 1,39 доллара за баррель на 1 января 1970 года до 8,32 доллара на 1 января 1974 года.

Кроме того, изменилось и политическое отношение Белого Дома к Саудовской Аравии, как к стратегическому союзнику США, обеспечивающему его энергетическую безопасность. 

Как пишет в своей автобиографической книге "Исповедь экономического убийцы" Джон Перкинс "Вашингтон хотел, чтобы саудовцы гарантировали поддержание поставок нефти и цен на нее на уровне, который мог колебаться, при этом оставаясь приемлемым для США и их союзников.

Если другие страны, такие, как Иран, Ирак, Индонезия или Венесуэла, будут угрожать эмбарго, Саудовская Аравия, с ее огромными нефтяными запасами, восполнит недостающие поставки.

Даже просто осознание такой возможности сделает бессмысленной для этих стран саму идею эмбарго. В обмен на эту гарантию Вашингтон предложит саудовскому королевскому дому исключительно привлекательную сделку: обязательство обеспечить полную и недвусмысленную политическую и, если понадобится, военную поддержку, таким образом гарантируя их нахождение у власти".

По всей видимости, союз, заключенный более полувека назад дал серьезную трещину. "Сланцевый бум" добычи нефти и газа захлестнувший США в последнее десятилетие значительно уменьшил зависимость Штатов от арабской нефти.

Соответственно, снизилась и необходимость в политической поддержке Вашингтоном саудитов, а содержание американского военного экспедиционного корпуса в условиях высоких цен на нефть становится политически и экономически нецелесообразным.

Понимая этот факт, а также то, что усиление Ирана и Турции при поддержке России может существенно подорвать позиции Эр-Рияда в ближневосточном регионе, Саудовская Аравия решила прибегнуть к методам "эмбарго наоборот", когда снижение цены на нефть сделает нерентабельной реализацию дорогостоящих сланцевых проектов в США, а также непривлекательными инвестиции в альтернативных добытчиков с высокой себестоимостью.

Это в свою очередь приведет к сохранению существующих позиций Саудовской Аравии на мировом рынке нефти, а, в среднесрочной перспективе их укреплению. 

Первые сигналы эффективности такой политики уже стали просачиваться в СМИ. Североамериканская энергетическая компания WBH Energy, которая специализировалась на добыче сланцевой нефти и газа, в начале года заявила о своем банкротстве.

Компания была вынуждена пойти на такие меры в связи с образовавшейся задолженностью в размере 50 млн долл США в результате долговременного падения цен на сырую нефть в последние месяцы.

В свою очередь, аналитики агентства Reuters заявили, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ожидает, что падение цен на нефть обанкротит американские компании, которые занимаются добычей нефти на шельфе, назвав происходящее "войной нервов".

А в конце прошлого года, министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Наими дал развернутое интервью, в котором отметил, что американские компании по разработке сланцевых месторождений нефти и газа начали сокращение объемов бурения, а международные нефтегазовые гиганты сократили свои капитальные вложения в разведку.

Все это, по мнению министра, приведет к сокращению добычи и постепенному росту цены и главное — сохранению доли Саудовской Аравии на мировом рынке нефти.

Европейское эхо нефтяной войны

Довольно интересные аналогии, как и в ситуации почти полувековой давности, можно проследить и в треугольнике США-Европа-Россия. Прежде всего, стоит вспомнить историческое соглашение "газ-трубы", заключенное между СССР и ФРГ в 1970 году.

Договором предусматривалась поставка труб большого диаметра в обмен на поставку газа из Союза в Западную Европу. Причем происходило это все в период "холодной войны" и под беспрецедентным давлением на руководство ФРГ со стороны Вашингтона. 

Звучали и предложения, аналогичные сегодняшним обещаниям Обамы "залить" Европу дешевым американским газом. Под надуманным предлогом "опасений возникновения слишком большой зависимости" ФРГ от советского газа американские монополии пытались навязать Бонну свое решение энергетических проблем.

Они предложили Западной Германии свой уголь, которого в ФРГ и так достаточно. Затем они предложили искать источники энергии в районах, где господствуют исключительно американские нефтяные монополии.

Наконец, объявили о своей готовности поставлять ФРГ природный газ из Аляски на подводных лодках, способных якобы курсировать под ледяным панцирем Северного полюса.

Эти предложения были отвергнуты руководством ФРГ, а газопровод Уренгой-Помары-Ужгород был реализован как ключевой проект соглашения. 

Но уже позднее, в июне 1982 года, администрация Рональда Рейгана объявила о запрете западноевропейским фирмам, производящим продукцию по американским лицензиям, продавать СССР оборудование для строящегося газопровода.

Такое решение было резко негативно воспринято промышленными кругами Западной Европы и, в первую очередь ФРГ. 

Не менее интересным является тот факт, что с середины 70-х годов, в аккурат после энергокризиса вызванного нефтяным эмбарго, был отмечен довольно активный рост объемов торговли между СССР и странами Западной Европы.

Объем советско-западногерманского товарооборота вырос в восемь раз. В 1984 году он достиг наивысшей точки — 7,5 млрд. руб., в 1985 году — 7,1 млрд. руб. (экспорт СССР — 4 млрд. руб., импорт — 3,1 млрд. руб.). Объем торговли между СССР и Францией, составлявший в 1970 году всего 413 млн. рублей, в начале 80-х годов уже достиг более 4 млрд. рублей. 

Такая ситуация крайне напоминает нынешний "санкционный прессинг" со стороны США и ЕС, который вызывает значительное недовольство в промышленных кругах Евросоюза и, прежде всего, в Германии, поскольку негативно отражается на объемах торговли между Россией и ведущими странами ЕС.

В то время как показатели товарооборота между РФ и США неуклонно растут. В случае если ОПЕК добьется желаемого результата, ограничив влияние США на мировом энергетическом рынке, сценарий усиления европейско-российской кооперации 70-х годов прошлого вполне может быть повторен в ближайшие несколько лет.

Для официального Киева это могут быть крайне плохие новости. В отличие от Украины, в странах ЕС экономические резоны превалируют над политической целесообразностью и, следовательно, давление промышленников ЕС на еврочиновников с требованием сокращения объемов санкций в отношении Москвы и выхода из-под американского протектората будет только расти, а заинтересованность Брюсселя в поддержке действующей в Украине власти пропорционально сокращаться.

При этом лидеры ЕС вряд ли будут расстроены тем фактом, что внешнеполитической доктрине Вашингтона в части панамериканской экспансии на Восток будет нанесен сокрушительный удар, который и станет ничем иным, как бумерангом, запущенным обиженными союзниками с Аравийского полуострова.

Самое читаемое
    Темы дня