наверх
28.04.202406:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

История для 10-11 классов: "виноваты Янукович и РФ"

(обновлено: )2245617
Утвержденное Министерством образования пособие для 10-11 классов средних школ мало чем отличается от позиции официальных украинских властей. В рекомендованной учителям методичке все беды сводятся к прошлой власти и "агрессорам" из РФ.

Николай Лаврентьев, РИА Новости Украина

Презентацию новой методички для 10-11 классов средних школ ее автор Павел Полянский начал с места в карьер.

"Политики, которые пытаются установить тоталитарный или авторитарный режим, с огромным энтузиазмом берутся за вырезание и закрашивание отдельных страниц исторической действительности", – заявил он.

И хотя сказанное адресовалось "злочинной владе" Виктора Януковича, которая якобы не стеснялась переписывать учебники истории, утверждение больше подходит современным реалиям. Пособие для учеников, представленное общественности в понедельник, стало еще более открытой попыткой актуализировать далеко не самые однозначные страницы новейшей украинской истории.

Историк или революционер?

Учитывая, что последний учебник по истории для старшеклассников издавался в Украине еще в 2012-м году, новая власть решила существенно подкорректировать "устаревшие" исторические данные. С благословения Министерства образования в школах вот-вот должна появиться методичка "PostScriptum: Актуальные материалы к учебникам истории", главная цель которой – пролить свет на события, случившиеся в Украине после зимы 2014-го года.

Читайте также: Foreign Policy: Украина как кость в горле, а Порошенко наглее Януковича

Так, события на Майдане, в которых по признанию автора, он принимал самое активное и непосредственное участие, в учебнике называются не иначе, как народным восстанием, к которому привел произвол власти Виктора Януковича.

"Страна продолжала оставаться государством с неэффективной экономикой, низким уровнем жизни и непоследовательной внешней политикой. Государственный механизм по состоянию на 2013 год оставался неэффективным гибридом старой (советской) и новой (олигархической) системы. Режим Януковича и он лично, члены его семьи и приближенные занимались неприкрытой масштабной коррупцией", – сказано в 9-м параграфе, открывающем раздел "Украина в 2013-2016 годах".

Дальнейшее описания событий Революции достоинства мало чем отличается от версии, которая с подачи официальной власти,  стала единственно правильной. Зверства "Беркута" и "титушек", смелые сотники Самообороны Майдана, трусливый Янукович, российские силовики...

"Мне было тяжело описывать Майдан, ведь я, как историк, впервые попал в ситуацию, когда должен был рассказывать о событиях, в которых принимал непосредственное участие. Иногда на меня наплывали эмоции и воспоминания, хотя я старался оставить все личное вне страниц учебника", – откровенно признался его автор.

Экспансия "агрессора"

Судя по всему, не обошлось без личного отношения и при написании 10-го параграфа, в котором Полянский описывает боевые действия на Донбассе.

Вопреки принятой в Украине и за рубежом официальной терминологии, автор учебника в открытую называет вооруженный конфликт "Российско-украинской войной". Причины возникновения "войны" поражают еще больше. По мнению историка, все дело в имперских интересах России, руководство которой считает независимость Украины "недоразумением" и "ошибкой, которую нужно исправить".

Более того, из учебника Полянского старшеклассники должны понять, что к войне с украинцами Россия начала готовиться еще с 1991-го года.

Объяснение причин просто и понятно – "как дважды-два".

"Кремль рассматривает Украину как ключевое звено российской экспансии для восстановления государства вроде СССР с доминированием России. Победа Революции достоинства означает для В. Путина, что Украина окончательно и не двузначно берет курс на членство в ЕС, а в дальнейшем и в НАТО, а поэтому- вырывается из под контроля России", – говорится к пособии.

Есть вопросы? Нет вопросов!

Стоит отметить, что в конце каждого из неоднозначных параграфов, автор предлагает ученикам посредством заданий и вопросов самим сделать нужные выводы.

"Назовите главные этапы и события российско-украинской войны", "Какие обстоятельства привели к тому, что Россия оккупировала Крым?", "Какие международные договора нарушила РФ, начав агрессию против Украины?".

Хотя, в части заданий и вопросов автор методички явно слукавил. Категоричность, с которой написан учебник, равно как и однобокость его изложения, вряд ли оставят у старшеклассников какие-либо вопросы по части происходящего в Украине в последние два года.

Самое читаемое
    Темы дня