наверх
27.04.202400:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Американский бизнес в Украине: сотрудничество или предательство?

(обновлено: )2965140
Руководство пяти ведущих американских компаний примет участие во встрече Пенни Прицкер и премьера Владимира Гройсмана. Интересы для их бизнеса в Украине видны невооруженным взглядом: машиностроение, агропром, энергетика, инфраструктура. А где интересы Украины?

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман встречается с министром торговли США Пенни Прицкер, на встрече также будут присутствовать руководители пяти ведущих американских компаний, представленных в Украине: Cargill, Westinghouse, Citigroup, GE Transportation, Lockheed Martin International. 

Экономика Украины — не лучшее место для инвестиций, возможно за исключением аграрной отрасли. И все-таки, в Киев приехали руководители крупнейших компаний США. Зачем?

Лоббизм по-американски

Дипломатия США, помимо достижения геополитического превосходства над окружающей действительностью, направлена также и на практические цели в виде поддержки своих компаний на рынках других стран.

Например, концерн Westinghouse имел очень низкие шансы приобщиться к украинской атомной энергетике, если бы решения исполнительной власти Украины принимались исключительно из соображений экономической и технологической целесообразности. Тем не менее политика в виде перехода Украины под внешнее управление США дала американской корпорации шанс пристроить свои топливные сборки в реакторах, неадаптированных под них, под лозунгами "диверсификации". А все последствия вплоть до катастрофических лягут на местные власти.

Понятно, что банковский бизнес Citigroup в Украине в виде Ситибанка станет объектом пристального интереса НБУ, который обещает только временную администрацию и неплатежеспособность. Скорее, наоборот. Так же и Cargill, один из крупнейших игроков украинского агропрома, требует не столько внимания, сколько невмешательства в свою деятельность со стороны проверяющих органов.

"Если не брать общий интерес политического истеблишмента США во всех регионах, в том числе и в Украине, по понятным причинам, даже сложно сказать что-то новое об интересах банковской группы Citigroup или зернотрейдера Cargill в Украине. Американский бизнес здесь не является основным инвестором, но те корпорации, которые пришли в постсоветские страны, они продолжают работу в Украине", — говорит финансовый эксперт, руководитель проекта "Путь к успеху" Андрей Блинов.

В свою очередь исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко отмечает знаковость грядущей встречи.

"Пенни Прицкер — это неформальный куратор украинского вопроса, у нее — "персональная" повестка дня, как она сама говорила, так как ее предки из-под Белой Церкви. Я думаю, что одной из целей ее приезда — это дать четкий месседж Украине. Если Украина будет реформироваться, будут положительные подвижки в инвестиционном климате, то американский бизнес готов сюда заходить", — сказал Устенко. 

Читайте также: Нас кинули? Транш МВФ и сценарий экономики на ближайшее время

"В данном случае речь идет об инвестициях в 3 миллиарда долларов. Это традиционная политика кнута и пряника: если не будет реформ, то ничего не будет, и наоборот — вот "пряник", инвестиции, которые ты можешь получить, если будешь двигаться по пути реформ. Я полагаю, что украинская сторона должна быть заинтересована в этих компаниях. Если речь идет о дополнительных 3 миллиардах долларах, которые мы можем получить, то это уже не кредитный, а инвестиционный ресурс, это новые рабочие места, поддержка стабильности национальной денежной единицы, увеличение темпов экономического роста", — добавил эксперт. 

Изнанка вопроса

Среди руководителей, которые вместе с Прицкер придут на встречу к Гройсману значатся также главы компаний GE Transportation и Lockheed Martin International. И здесь появляется законный, хотя и не совсем вежливый по форме вопрос: а им что тут нужно?

General Electric — фирма с мировым именем, GE Transportation — ее отделение в виде поставщика тепловозов для железных дорог. Даже кощунственно рассуждать о перспективах американского производителя при "живом" Крюковском вагоностроительном заводе, который, в общем, существует сейчас вопреки политике разрыва экономических связей с Россией, но качество этого существования отнюдь не высокое. 

Конечно, Украине нужны тепловозы. До 2014 года даже планировалось создание СП в Украине с участием российского Трансмашхолдинга. Но о производстве российских тепловозов на "Лугансктепловозе" теперь можно рассуждать чисто теоретически. А подвижной состав нужно менять. И вот — самое правильное геополитическое решение готово. Нужно покупать американские тепловозы, а о собственном производстве забыть как о "советском мифе"

Экономический эксперт Всеволод Степанюк отмечает, что компания Cargill присутствует на украинском зернорынке, и интерес у нее достаточно банальный — договориться о нормальной деятельности, обычно — о преференциях. 

Читайте также: Павлив: за 2,5 года мы потеряли треть своей экономики

"Об интересе GE Transportation трудно говорить. Возможно, они пытаются пролоббировать какие-то заказы. Не думаю, что они будут сюда переносить какое-то производство, тем более, высокотехнологичное. Lockheed Martin может иметь интерес к "Антонову" или к таким заводам, как "Артем", "Арсенал", которые производят ракетную технику в виде частей для боевых ракет и космическую технику. Они могут интересоваться документацией наших НИИ, это нормальный интерес к технологическим секретам. Такие компании обычно не заходят на нестабильные рынки, в нестабильные государства", — подчеркнул Степанюк.

"Несмотря на то, что Украина 25 лет идет по пути недоразвитого государства, наработки советских институтов до сих пор являются интересными для передовых компаний. Эти наработки были очень серьезными, и до сих пор многие страны, в том числе и США, до них еще не дошли. В тех же США действует прямой запрет на вывоз высоких технологий. И не только в США, но и в ряде европейских стран. И когда вам говорят, что инвесторы принесут высокие технологии в страну, это наглая ложь. В нормальных развитых странах есть прямой запрет на экспорт высоких технологий. Они, скорее всего, приехали посмотреть, что тут осталось из советского технического наследия", — добавил эксперт.

В ситуации внешнего политического и отчасти экономического управления сложно говорить о какой-то национальной гордости или экономической выгоде. Приехали управляющие, чтобы посмотреть, что осталось тут полезного, чтобы по старой традиции выменять это на стеклянные бусы и зеркальца.

Самое читаемое
    Темы дня