наверх
22.04.202408:46
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

ОПЗ, припортовые страсти между МВФ и Коломойским

Новая волна приватизации в Украине (168)

(обновлено: )177682
Борьба за ОПЗ продолжается – МВФ требует, чтобы завод был приватизирован, но предприятие уже обещано Коломойскому, говорят эксперты, поэтому торги постоянно срываются. А Украина, тем временем, может остаться не только без химической промышленности, но и без азотных удобрений.

Елена Астрахович, специально для РИА Новости Украина, Одесса

Уставшие от политических качелей и неизвестности рабочие одесского припортового завода просят: "Продайте нас уже хоть кому-нибудь".

Они просили не называть их имена: "Зачем? Так как мы, говорят все на заводе".

Просто люди устали и хотят знать, что будет с ними дальше. Будет ли у них работа, зарплата? Или как весь последний месяц, когда огромный химический гигант был остановлен, им придется работать по 2-3 дня в неделю, и то – только благодаря усилиям бессменного директора завода. Его, в отличие от всех пришедших в последнее время на завод заместителей и "смотрящих", люди по-прежнему уважают. А еще сочувствуют. Потому что понимают – ни в Южном, ни в Одессе никто не может разрешить ситуацию с ОПЗ.

Читайте также: Одесса за неделю: бои в Затоке, девальвация ОПЗ и "евроразочарование"

Судьба завода решается в Киеве.

"Идет обыкновенная борьба за передел собственности, – объясняет  доктор экономических наук, зам. директора НИИ проблем рынка Алексей Колубай.То что цена  предприятия то зашкаливает, то падает до неприличия, свидетельствует о бедламе, который творится в стране. И о плохо скрытом желании сбыть ОПЗ "нужным" фирмам".

Режут курицу, несущую золотые яйца?

Судьба одесского припортового завода уже несколько месяцев остается топ-темой всеукраинских СМИ. Интерес подогревается постоянными скандалами, разоблачениями и арестами. А также торгами, на которые Фонд госимущества уже в который раз выставляет предприятие.

Очередной аукцион по продаже ОПЗ намечен на октябрь-ноябрь этого года. На этот раз цена стартует от 150 млн. долларов, что в три с половиной раза ниже заявленной ранее. При этом одни эксперты утверждают, что продавать ОПЗ – все равно, что резать курицу, несущую золотые яйца. Другие, что продавать его нужно как можно быстрее.

"Я категорически против приватизации, – говорит Владимир Васильковский, заслуженный экономист Украины. – Это сегодня самое доходное и рентабельное предприятие, которое наполняет бюджет страны и региона. Его преднамеренно  банкротят. Хотя по сути оно не может быть убыточным, поскольку 80% продукции завода идет на экспорт. Она востребована в 30 странах мира.

Банкротят завод с одной единственной целью – подешевле продать. Дело в том, что ликвидные активы ОПЗ стоят не 200 и не 500 млн. долларов. Потому что в даже в прошлом и позапрошлом году, когда завод работал в пол-силы, они экспортировали продукции на 400 млн. долларов. А когда он работал на полную мощь – до миллиарда долларов доходило. В прежние годы оборот ОПЗ практически равнялся обороту ЧМП".

"Государство с него ничего не получает"

Нет смысла смотреть на то что было вчера, считают другие эксперты. Нужно исходить из нынешних реалий.

"ОПЗ уже не первый год неформально контролируется группой "Приват". И это было частью договоренностей 2014 года, когда делили власть в результате революции, – рассказывает д.э.н, профессор ОНУ им Мечникова Сергей Якубовский. – МВФ требует, чтобы завод был приватизирован, но поскольку завод уже обещан Коломойскому, торги по нему все время срываются. Все делается для того, чтобы ни один иностранный инвестор сюда не зашел. Для этого завод и представляют, как убыточный, срываются поставки газа, контракты. Все, чтобы на Западе даже не смотрели в сторону предприятия. Понятно, что будущие торги будут обставлены "правильно" и в них даже будут участвовать "свои" иностранные компании. Но итог все равно один".

По мнению экономиста, потеря ОПЗ государству Украина ничем не грозит. Завод и так уже много лет де-факто контролируется олигархическими группировками, так что чем быстрее завод отдадут тому, кто его и так контролирует, тем лучше.

"Что толку лгать всем об ОПЗ как национальном достоянии, когда государство с него ничего не получает, – говорит Якубовский. – А приватизация, возможно, немного уменьшит уровень коррупции в Украине. Потому что будет четко понятно, кто за чем стоит. То же самое – с компанией "Нафтогаз". Пока она не будет приватизирована хоть за 1 доллар, будут воровать, поднимать тарифы. Поэтому лучше отдать в частные руки".

Конечно, в идеале – европейцам или американцам. Но нынешняя власть их никогда не подпустит к торгам, да и сами инвесторы вряд ли захотят идти на такой риск. Среди тех, кого на Западе могла бы заинтересовать покупка украинского предприятия, идиотов нет, считают эксперты.

"Украина сегодня банкрот и не нужно закрывать на это глаза, – говорит экономист Владимир Васильковский. – Не может быть, чтобы серьезный иностранный инвестор, при подобной ситуации это предприятие захотел купить. При всех тех валютных ограничениях, которые ставит Нацбанк, при нашей нестабильности и коррумпированности. Поэтому, завод продадут своим, преднамеренно его обанкротив".

Коллектив завода ищет работу

Ситуацию подогревает и тот факт, что Россия ведет активное строительство на Таманском полуострове порта с аммиакопроводом и перевалкой карбомидов. По грузообороту он в перспективе должен превышать даже Одесский порт. 

"Учитывая нынешнюю политическую ситуацию в Украине говорить о защищенности транспортных путей и обеспечения ОПЗ практически невозможно, – утверждает д.э.н. Алексей Котлубай. – Если сейчас Россия прекратила к нам подачу дизельного топлива по новым контрактам, то гарантировать поставки аммиака очень сложно. Все риски любой некриминализированный инвестор будет просчитывать и вряд ли ввяжется в борьбу за ОПЗ. Я вообще не думаю, что сегодня речь идет о какой-то нормальной эксплуатации этого предприятия. Мы уже имеем опыт завода "Океан", всех наших судоверфей, которые были проданы. Ведь ничего не работает. Формально их купили для того, чтобы развивать, а фактически купили, как земельный ресурс. Просто застолбили участки на берегу реки и моря".

Кстати сказать, именно этого исхода больше всего опасается коллектив припортового завода. Потому как люди прекрасно понимают, что никакие договоренности не помешают нашим олигархам создать условия для их увольнения, а предприятие – растащить по кускам на металлолом.

Уже сегодня те, кто моложе и активнее, ищут работу в других компаниях. Хотя выбор в Южном не так велик.

Но у ситуации с продажей ОПЗ есть и еще одна сторона. По словам специалистов, на сегодняшний день одесский припортовый – единственное государственное предприятие химической промышленности. В свое время Дмитрий Фирташ уже приватизировал 4 химических завода. Из них сегодня работает только один – в Ровно. Черкасский Азот работает в пол-мощности, Горловский завод находится на неподконтрольной территории, а Северодонецкий – вообще не работает.

Так что вскоре государство Украина может остаться не только без химической промышленности, но и без азотных удобрений.

Самое читаемое
    Темы дня