Подорожание электроэнергии для предприятий угрожает конкурентоспособности украинской экономики. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
На заседании правительства премьер выразил обеспокоенность ростом тарифов на электричество и поручил разобраться, сколько может длиться подорожание. В то же время глава правительства назвал неприемлемой формулу расчета цены энергетического угля в определении оптовой рыночной цены на электроэнергию. Эта формула связывает стоимость угля с индексом в нидерландском порту Роттердама с учетом расходов на доставку угля в Украине. Также забраковал формулу глава Минэнерго Украины Игорь Насалик.
Подробнее заявления Гройсмана и Насалика в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук.
Представители власти действительно обеспокоены высокими тарифами на электроэнергию?
— Странно слышать, во-первых, заявления Минэнерго, премьера Гройсмана относительно действий регулятора НКРЭ. Какими бы спорными ни были решения регулятора, но он является независимым, и это попытка контролировать независимого регулятора. Надо понимать, что и Гройсман и Насалик кривят душой, делая вид, что первый раз слышат и ничего не знают об этой формуле. Ее задача — для чего она принималась — это не идеальное решение, а принятие ценообразования, то есть ориентировка украинского рынка угля на цену, которая есть в Европе, в Роттердаме. Но это решение оптимально для тех проблем, которые существуют сегодня в украинской энергосистеме.
О каких именно проблемах идет речь?
— Первая проблема — украинские шахты остаются дотационными, и тот же Насалик недавно, неделю-две назад, заявлял о том, что надо срочно выделять дотации для украинских шахт, добывающих газовую группу угля, потому что они на грани банкротства. То есть эта формула в принципе должна была бы решить эту проблему. Вторая проблема — нестабильные поставки угля с территории на Донбассе. Они то идут, то не идут, даже в Минске этот вопрос поднимался. И вот эта формула направлена на то, что в случае, если у нас нет поставок из Донбасса, то мы можем его купить за рубежом: то ли в ЮАР, то ли в других странах, или в той же России, и эта цена будет определяться по этой формуле, то есть она не будет формироваться в ручном режиме.
И, наконец, третий вариант — населения этот вопрос не будет касаться. Потому мы можем услышать, что население может пострадать, цена будет продолжать расти. Так, промышленность будет платить более высокую цену на электроэнергию, но это в основном следствие того, что мы имеем такую ключевую проблему — это дотационность шахт и проблемы с привозом уголь антрацит из Донецкой и Луганской областей, неконтролируемых территорий. Рынка угля в Украине нет и не будет еще очень долго, он только формируется.
Читайте также: Львовяне боятся лишиться квартир из-за новых тарифов
"Нафтогаз" намерен впервые через аукцион купить газ у частных добывающих компаний. По мнению эксперта Дмитрия Марунича, настораживает цена, потому что она ниже импортного пакета. В то же время, в Украине очень упало потребление газа, и некоторым компаниям просто некуда сбывать свой ресурс.