наверх
26.04.202410:55
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Обратной дороги нет. Гриневич назвала пять приоритетных задач МОН на год

(обновлено: )197012
Министр образования Лилия Гриневич определила пять приоритетных заданий для министерства на 2016 год. Среди главных — упрощение получения лицензии на частные детские сады и школы и внедрение новых программ для средней школы.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, осмотревшись три недели на новом посту, начинает ломать традиции своего предшественника. В отличие от Квита, Гриневич встретилась с представителями общественных организаций, предложила широкое общественное обсуждение концепции новой украинской школы.

На встрече с представителями общественных организаций Лилия Гриневич назвала пять приоритетных заданий работы возглавляемого ею министерства на 2016 год. Ими станут дерегуляция и дебюрократизация сферы образования, обновление  содержания учебных программ средней школы, модернизация системы профтехобразования, новые стандарты содержания высшего образования и  аудит научной и инновационной деятельности.

Навстречу частным детским садам

Что касается борьбы с бюрократией в системе МОН, то речь идет о упрощении процедуры лицензирования средних, а особенно дошкольных учебных заведений.

"Сегодня в системе дошкольной системе образования в Украине реальный кризис — очереди в детсады, при этом чрезвычайно забюрократизирована и зарегулирована процедура открытия частного детсада", — считает Гриневич.

МОН планирует согласовать новые санитарные условия для детских садиков и средних школ, что, по мнению министра должно снять часть неоправданных бюрократических требований для открытия малых частных дошкольных заведений.

Естественно, что в условиях тотальной экономии бюджетных средств именно за счет образования, науки и медицины, рассчитывать на то, что государство Украина вдруг начнет строить и открывать новые детские сады и школы рассчитывать не приходится. Поэтому министр образования и предлагает решать проблему с дефицитом мест в детсадах "малой кровью". Только остается вопрос, где родителям, доходы которых тают с каждым днем, взять средства на оплату этих частных детских садов?

Новые школьные программы

Обновление содержания школьных программ — это сердце реформы средней школы, считает Лилия Гриневич.

"Без обновленного содержания, которое ориентировано на компетентность, умение, личность, в 21 веке мы не изменим реально и не проведем реформу средней школы", — сказала министр, добавив, что необходимо и повышать квалификацию учителей.

До конца 2016 года планируется пересмотреть программы начальной школы и 9-го класса, для которого будут печататься учебники на следующий учебный год. Поэтому программы пересмотрят очень быстро — до сентября, чтобы новое издание учебников было действительно новым.

Кроме того, по словам министра, работаю в МОН и над новым новым алгоритмом создания и закупки учебников, призванным улучшить качество украинских учебников.

Новое финансирование ПТУ

По мнению Гриневич, кризис в системе профтехобразования Украины разразился из-за неоправданного решения передать финансирование всех профессионально-технические учебные заведения на уровень областных центров.

Чиновники министерства уже подготовили предложения к закону о  профтехобразовании, а именно о "многоканальности финансирования". По словам министра, ПТУ будут финансироваться за счет субвенции из госбюджета на получение общего профессионального образования, за счет госзаказа на остродефицитные специальности национального значения, за счет  регионального заказа на удовлетворение потребностей регионального рынка труда. По мнению Гриневич еще одним каналом финансирования может стать отраслевой заказ, который может быть реализован либо отраслевыми министерствами или организациями, например Укрзализницей, или частным бизнесом.

Свободу вузам и аудит науки

МОН намерено до конца года разработать новые стандарты содержания высшего образования в Украине. Хоть в стране уже внедряется новый закон о высшем образовании, но, по мнению министра, без этих стандартов и их имплементации, студенты и преподаватели, по мнению Минобразования, не ощущают реального влияния реформы на их жизнь.

Из-за того, что нынешние стандарты слишком детализированы, предлагается дать большую свободу высшим учебным заведениям. Они сами будут решать, какие курсы и какие дисциплины должны начитывать будущим магистрам и бакалаврам.

Читайте также: Реформа образования. Что изменят опорные школы?

До конца года хотят успеть разработать хотя бы треть новых стандартов.

Министр образования  рассчитывает на завершение аудита научной отрасли страны до конца 2016 года.

"До конца года мы хотим иметь проанализированные, сначала сделанные, а позднее проанализированные, результаты аудита научной и инновационной системы Украины", — сказала министр.

Она отметила, что такой аудит, который проводится в рамках программы грантовой поддержки научных исследования Европейского Союза "Горизонт-2020", должен определить основные направления развития в сфере науки.

Также Гриневич добавила, что до 2017 года Министерство образования и науки намерено создать Национальный совет по вопросам развития науки и технологий. По ее словам, создание данного совета позволит перейти к конкурсной схеме финансирования науки.

Острые проблемы средней школы

Представителей общественности интересовали больше дела насущные, чем будущее украинского образования. Среди особенно острых проблем школьного образования назывались неукомплектованность учителями непрофильных предметов в средней школе, например не хватает учителей физкультуры, музыка, труда, и низкое  качество преподавания иностранных языков.

Говорили и о том, что не используются и не реализовываются консультативные часы, то есть учителя-предметники не проводят консультации для учеников, и в итоге все сводится к тому, что ученики должны платить за консультации. Поднимали и вопрос ремонтов в школах — они будут проводиться за счет государственных и коммунальных средств или все-таки за счет родителей? Волновало представителей родительских организаций и внешкольное образование: согласно действующему закону, именно родители должны участвовать в этом процессе, чтобы формировать запрос на необходимые предметы. По факту же в украинских школах огромное количество кружков по танцам, по бисероплетениию, но практически нет бесплатных кружков по иностранным языкам, по пользованию персональным компьютером, по программированию.

Все эти вопросы пока были оставлены министром без ответов.

Благотворительные фонды и узаконенные поборы

А вот на вопрос о благотворительных фондах и практически легализованных поборах в школах, которые родители считают неприемлемыми, поскольку это противоречит закону об образовании, министр ответила что, деятельность благотворительных фондов пока не противоречит законодательству Украины.

"Мы сейчас в новый закон об образовании, который есть в парламенте и готов к повторному первому чтению, вписали, что эти благотворительные фонды должны прозрачно, как и средства государственного и коммунального бюджета, которые поступают в учебное заведение, публиковать все поступления и все расходы. Тогда мы, наконец, увидим все средства образования, которые поступают в каждое учебное заведение. Поскольку, к огромному сожалению, администрации школ иногда злоупотребляют, говорят, что они практически ничего не получают от государства, и родит ели не могут проверить эту информацию. Точно так же родители не могут проверить информацию, как тратятся средства благотворительного фонда", — сказала Гриневич.

Вероятно, министр действительно не в курсе, что взносы в благотворительные фонды давно не являются для родителей украинских школьников делом добровольным. И проблема даже не в использовании средств, а именно в принудительном изъятии денег у родителей в упомянутые фонды.

Совещания запланированы

Интересовало общественников и реальная прозрачность и доступность результатов для анализа  общественностью, абитуриентами и родителями системы ЕГЭБО (единая государственная электронная база по вопросам образования и электронное поступление).

Министр напомнила, что еще в свою бытность главой профильного комитета парламента поднимала вопрос прозрачности этой системы и сообщила, что  в Министерстве запланировано тематическое совещание как раз по прозрачности системы электронного распределения абитуриентов.

Что касается летних школьных лагерей, то министр тоже очень обеспокоена этим вопросом, и держит его на контроле.

Навстречу реформе

Как подчеркнула Гриневич, для министерства очень важно, чтобы суть реформы украинской школы поняли родители, учителя, руководители учебных заведений и поняло общество в целом.

"Мы столкнулись с тем, что пока что единственным показателем, о котором говорят, — это 12 лет обучения. А это вовсе не главное в этой концепции и по поводу этого еще будет продолжаться обсуждение", — подчеркнула министр.

При этом она не упомянула, что в разработанном депутатами во главе с нею законопроекте об образовании содержится еще несколько показателей, которые активно обсуждаются в украинском обществе. Если законопроект будет принят Верховной Радой, то школьники не только будут учиться 12 лет — младшую, среднюю и старшую школы расселят в разные помещения. Часть старших школ будут готовить детей к вузам, остальные превратятся в ПТУ.

Чтобы популяризовать новый закон и адаптировать его для общества, в министерстве подготовят "читабельный документ" и начнут его обсуждение в украинском обществе уже в конце летних каникул — на августовской конференции.

"Чтобы эта концепция была принята обществом. Если не будет общественного восприятия, эта реформа не пойдет. Это всем известно. Мы рассматриваем все общественные организации, экспертную среду и талантливых работающих учителей как проводников этой реформы. Чтобы они стали проводниками, они должны понимать эту реформу, все ее нюансы и ее концептуальную философию", — завершила свое общение с представителями общественных организаций новый министр образования.

Правда, ожидается, что закон об образовании будет вынесен на голосование уже в июне. И если депутаты его примут, обсуждать придется уже постфактум. И не обсуждение это будет. По сути, а объяснение для общественности, почему именно такое образование нужно Украине.

Самое читаемое
    Темы дня