наверх
06.05.202418:55
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Школа-лайт. Как будут упрощать школьную программу

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

121411
Школьная программа на сегодня слишком перегружена, от чего страдает качество обучения, считает эксперт аналитического центра ЦЕДОС Ирина Когут. По ее мнению, в первую очередь нужно реформировать старшую школу.
Урок в образовательном учреждении

Школьные программы в Украине нужно разгрузить от ненужной  информации. Об этом заявила министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. По ее словам, в программах необходимо учитывать компетенции, которые нужны ребенку для современной жизни, в частности, критически мыслить, анализировать, работать в команде, навыки финансовой грамотности и предпринимательства.

Также, как сообщила министр, уже созданы рабочие группы экспертов и специалистов по всем предметам, которые начинают работу над разгрузкой программ и осовремениванием содержания.

Как может измениться программа обучения в школах, радиостанция Голос Столицы узнала у эксперта аналитического центра ЦЕДОС Ирины Когут.

Насколько, с вашей точки зрения, загружены школьные программы? О какой ненужной информации идет речь?

— Сейчас очень подробно, детализировано рассказывают, что нужно изучать, дают полный, исчерпывающий перечень произведений украинской литературы или перечень тем по истории. У учителя практически нет пространства для творчества, а ученики должны учить очень много разных фактов, читать разные книги для того, чтобы у них воспитывать практические навыки.

И получается все по принципу: прочитал, заучил, забыл. Собственно, из-за такой загруженности у нас страдает качество обучения.

Какие практические навыки могут развиваться за счет упрощения школьной программы?

— Я буду говорить на примере гуманитарных наук, они мне ближе.

По окончании школы абсолютное большинство детей не может выражать свои мысли, потому что на уроках украинского языка мы учим грамматику, на уроках литературы — читаем романы или стихи, то есть учим, можно сказать, теорию литературы. В свою очередь развитие связной речи занимает 10% от учебных часов.

И по всем остальным предметам — то же самое. Нужно объяснить ребенку, а иногда и самому учителю, почему нужно изучать этот предмет, чем он интересен. И тогда наполнение фактажем, наполнение правилами, законами становится важным, потому что ребенок ухватывает общие черты, систему знаний, каркас, который наполняет тем, что ему интересно.

Эксперты говорят об упрощении, о переходе на 12-летнее образование. Но что будет, когда правительство поменяется? Старая система будет уничтожена, а новая не построена?

— Конечно, уничтожать никто не будет, потому что школа как институт будет существовать независимо от количества лет обучения. Но старшая школа должна быть другой, там должно быть профильное обучение, возможность выбирать дисциплины, совсем другие методы обучения. Соответственно, будут новые программы.

Та загрузка, которая сейчас существует — она механическая. Это воспроизводимые знания: ты должен что-то заучить и воспроизвести. Но программы должны иметь другую цель — давать детям систематические знания, каркас, который они потом сами обложат более конкретными знаниями. Для этого нужно не просто переписать программы, не забрать что-то или добавить, а создать полностью новый документ.

Когда будет создан такой документ?

— Работа уже началась неформально. Формально — нет, потому что для старта нужно законодательное обеспечение, то есть тот же закон "Об образовании", который обещают принять в парламенте. Но работа уже ведется, и 1 сентября 2018 должен быть создан этот государственный стандарт и программа под него.

Слушатели радиостанции ГС также высказали свои мнения по поводу того, нужно ли менять школьные программы или оставить все как есть.

Игорь: Безусловно, дети перегружены. По семь уроков ежедневно и окончание занятий в 15.15 — это достаточно большая нагрузка для ребенка. Программу нужно оптимизировать.

Я считаю, что после четвертого класса нужно определить склонность ребенка к изучению того или иного предмета и обучать детей по данным направлениям. Плюс, необходимо возобновить факультативные занятия, где дети могут получать более углубленные знания, а не искать информацию самостоятельно. Но я против обучения детей основам предпринимательства, они сами найдут возможность изучить это направление, если это будет необходимо.

Роман: Как отец третьеклассника могу сказать, что школьная программа слишком перегружена. Например, у меня друг переехал в Канаду, у него ребенок во втором классе. И он рассказывает, что во втором классе вообще не дают домашних заданий, то есть все проходят в школе. Например, есть такие предметы, где учат, как пользоваться деньгами, что такое вообще деньги, откуда их берут родители. То есть, ребенок уже в принципе понимает, что денежка не просто появляется из кошелька, а папа ее зарабатывает.

Также учат ориентироваться в общественном транспорте, рассказывают, что делать, если ребенок оказался сам. Вот этого не хватает, а у нас в четвертом классе уже учат квадратные уравнения.

Владислав: Я прошел еще советскую школу, и мы с женой, учась в Киеве в разных школах, имеем одинаковый уровень подготовки. То есть, изучали одно и то же, была школьная система.

А вы посмотрите на Запад: там ведь общий уровень образования очень низкий. В той же Германии, как рассказывал товарищ, до третьего класса палочки-цветочки делают, а после третьего класса у них идет разделение. При этом часть детей отбрасывают туда, откуда они уже в университет поступить не могут.

Читайте также: Как живут простые белорусы, и чему украинцам стоило бы поучиться у сябров

Напомним, некоторые местные органы власти отказались финансировать профтехучилища. Тогда еще глава комитета ВР по вопросам науки и образования Лилия Гриневич в эфире ГС заявила, что нельзя передавать финансирование на местные бюджеты без субвенции, должна быть хотя бы частичная поддержка из госбюджета.

При этом депутат Киевского областного совета Игорь Сабий считает, что денег в местных бюджетах недостаточно для того, чтобы закрыть все расходы.

"Проблема в том, что обязательства местным советам даются, а деньги так и уходят в государственный бюджет", — сказал депутат в эфире 106 FM.

Самое читаемое
    Темы дня