Марат Пригожин, РИА Новости Украина
В далеком теперь 2008 году премьер-министр Украины Юлия Тимошенко обязалась повысить цену газа для населения в обмен на транш МВФ. Это обязательство она, конечно же, не выполнила, но оно стало главным условием получения транша от фонда для правительства Николая Азарова. Почему-то он отказался это делать. Объясняя (публично и аргументировано), почему Кабмин Украины решил отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, Азаров говорил о социальных последствиях и росте цен на коммунальные услуги для населения. В относительной сытости 2013 года все эти слова казались чем-то пустым, недостойным внимания. Ведь Майдан в это время защищал европейский выбор всего народа Украины, а пошлые, "никчемные" цифры потерь в том состоянии социальной эйфории серьезно не воспринимались.
В общем, Майдан победил, реформы стартовали, запрос общества на перемены был удовлетворен, а вслед за этим последовали и сами перемены. С апреля 2015 года цена на газ для населения повысилась в 6 раз. От нее подорожала горячая вода и отопление, и к концу года, в отопительный сезон, пришли предсказанные экспертами неплатежи и массовые обращения за субсидиями. И, конечно же, массовое недовольство обнищанием, которое можно не замечать в период между выборами, но с которым приходится считаться в свете ожидания очередных внеочередных избирательных кампаний.
Время "ч" в виде очередного повышения тарифа на газ для населения наступило 1 апреля т. г.
Однако правительство, которое на тот момент возглавлял еще Арсений Яценюк, как-то "забыло" об обещанном Международному валютному фонду доведении цены на газ для населения до рыночной, то есть, стоимости импортного газа.
"Кабмин Камикадзе". Сезон 2
Не прошло и месяца с момента смены главы Кабмина, как Владимир Гройсман заявил о скором повышении цены на газ для населения. Вдогонку этому заявлению НАК "Нафтогаз Украины" выпустил презентацию, согласно которой Украина за последние 10 лет потратила почти 60 миллиардов долларов на так называемое "удешевление" газа для населения. Исходя из этих данных, государство тратило по 6 миллиардов долларов в год, чтобы все домохозяйства получали газ по цене, убыточной для поставщика. С одной стороны, за отопление нужно платить неподъемную для многих плату. Поэтому, кто не может получить субсидии, просто не платит за услугу, а кто может — перекладывает эти расходы на государство. Только за 2015 год было выплачено 25,3 миллиарда гривен в виде субсидий. С другой, государство в лице правительства исправно компенсировало убытки. Недополученная прибыль компании из года в год вела к росту убытков "Нафтогаза", для покрытия которого Минфин из года в год выпускал облигации внутреннего госзайма, которые сам же и выкупал за средства госбюджета. На начало 2014 года дефицит "Нафтогаза" оценивался в сумму свыше 100 миллиардов гривен, но заниженный тариф для населения был не основным "минусом". Однако именно убыточная деятельность монопольного поставщика газа была и остается главным риском для государственного бюджета. Чтобы его устранить, нужно найти источник увеличения поступления средств от реализации газа. Таковым было и остается население.
По оценкам "Нафтогаза", население Украины в период 2005-2015 годов потребило газа на 64 млрд долларов, при этом расчет за энергоресурс составил только 11 миллиардов. Таким образом, на субсидии ушло около 54 млрд долларов, сообщил заместитель главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Коновец. По его словам, Украина входит в десятку стран, предоставляющих крупнейшие субсидии в газовой сфере, и единственная страна из этого перечня, не являющаяся экспортером нефти и газа.
Однако, по мнению члена набсовета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, нельзя сказать, что потери именно такие, как их оценивает "Нафтогаз".
"Даже по подсчетам, которые были с 2000-х годов, можно сказать, что дотации "Нафтогазу" составляли в среднем 1,5 млрд долларов. А если взять десятилетний срок 2005-2015 годы, то сумма дотаций составляет до 20 млрд долларов. Это имело место – тариф был занижен, государство брало на себя расходы, но оно брало на себя расходы в каком аспекте? Население платило низкую цену. Фактически, не повышая цену, государство тем самым не вкладывало деньги в отечественную газодобычу. То есть для компании "Укргаздобыча" это было критично", — заявил Корольчук.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что Украина — не единственное государство, которое дотирует коммунальные услуги для населения, таких государств десятки.
"С точки зрения западного подхода, от этих дотаций нужно отказаться, но все не так однозначно. При нерыночной цене на газ для домохозяйств, недоплаченные "Нафтогазу" деньги пошли в другие сегменты экономики. Кто-то накопил деньги на депозите, кто-то купил машину или взял ипотечный кредит. Не все так однозначно и красиво, как на картинках презентации "Нафтогаза", - подчеркнул Марунич.
"Я уверен, что за время руководства Януковича ему такие картинки раз десять нарисовали, в том числе и реформаторы из Центра реформ, возглавляемого Данилюком (нынешний министр финансов Украины). Другое дело, что по разным причинам он на это не пошел. Более того, условия МВФ на кредитование Украины тогда были гораздо мягче. Речь шла о девальвации нацвалюты на 25% и повышении тарифов на газ на 30%", — добавил он.
В то же время, говорит Марунич, хочется, чтобы "Нафтогаз" рассказал, что с долгами населения и с субсидиями?
"Можно сколько угодно рассуждать, что еще десять лет назад нужно было начинать выравнивание цены на газ до рыночной. Часть людей, которые сейчас во власти, были при должностях и в 2005 — 2006 годах. Почему они тогда не поднимали тарифы? Петр Порошенко был министром экономики, Виктор Пинзенык был министром финансов. Кто им мешал тогда повысить тарифы? Вместе с этими картинками нужно рисовать другие. Сколько субсидий начислили (а их уже начислили 26 миллиардов гривен за три месяца 2016 года!), и какие долги. А они колоссальные! За электричество должны порядка 36 миллиардов гривен, за газ должны больше 30 миллиардов гривен. Это все — следствие неправильно проведенных реформ. Основной посыл реформаторов, что тариф должен быть привязан к импортной цене", - резюмировал аналитик.
Лохотрон продолжается
У правительства нет достойных аргументов очередного ухудшения жизни своих граждан. Ведь начинать повышение тарифов нужно не с рассказов об обязательствах перед МВФ. Тем более публично демонстрировать намерение опять наполовину "опустить" доходы граждан в обмен на 2 или 3 миллиарда долларов кредитов.
"Нет никаких требований МВФ. Есть предложения Украины по стабилизации бюджета НАК и государства Украина. За счет тарифов. Нет никаких требований ЕС. Есть Соглашение об Ассоциации, где прописан переход на рыночные цены. И Меморандум с МВФ и Соглашение – суть не догмы, а лишь планы, которые могут быть пересмотрены. И новому премьеру Гройсману, столь амбициозно пообещавшему показать, как управлять страной, стоило бы начать именно с пересмотра этих документов. А потом уже кошмарить украинцев очередным ростом тарифов", — считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
По мнению аналитика, тарифы на газ для украинцев могут и должны быть снижены в 2 раза. "И никакие МВФ и ЕС не могут помешать это сделать, если власть проявит политическую волю на переговорах с Западом. И цифры для того, чтобы аргументировать свою позицию перед американо-европейскими "партнерами", тоже есть. Ведь ЕС и МВФ нам друзья? Тогда давайте они будут с нами дружить, а не иметь нас по тарифно-кредитному беспределу", - говорит Землянский.
В свою очередь Юрий Корольчук напоминает, что, кроме импортного газа, который закупается для отопительного сезона, украинцы также потребляют газ национальной добычи, и его цена по определению ниже.
"Это продолжение манипуляции с тарифами, когда нас уверяли, что 3600 грн – это льготная цена для населения на газ, а 7200 – это обоснованная рыночная цена. В то же время надо понимать, что газ, который поставляется, добывается в Украине, он имеет другую себестоимость. Более того, там уже учтены платежи транспортировки, например, НДС, налоги и максимальная цена должна составлять 3000 грн. Это продолжение манипуляции, которая своей целью имеет следующее: надо платить высокие тарифы, мы должны к этому привыкать. А так не должно быть на самом деле. Должна быть проверка и объективное определение, каков же должен быть тариф на газ", — утверждает Корольчук.
Кстати, повышение тарифов правительством Яценюка в прошлом году сопровождалось щедрыми обещаниями субсидий всем малообеспеченным категориям населения. Таких в Украине большинство: ведь средняя зарплата не выше 5 тыс. гривен, а за коммуналку нужно отдать не меньше тысячи гривен (зачастую — намного больше). И не у всех потребителей коммунальных услуг такие достойные зарплаты.Однако этого не скажешь про топ-менеджмент "Нафтогаза" и его дочерних структур. В январе стало известно, что глава "Укргаздобычи" получает миллион гривен в месяц официальной зарплаты. А его начальник, глава "Нафтогаза" Коболев, хоть и зарабатывает меньше, но в прошлом году миллион гривен получил по месту основной работы. С такими доходами можно спокойно рассуждать о необходимости повышения цены на газ для населения, и, в общем, не заботиться о наведении порядка как в ценообразовании, так и в доходной части работы компании.
"Несмотря на все заявления, что цена обоснована, рыночная, "Нафтогаз Украины" привлекает для закупки импортного газа и кредит ЕБРР, и Европейского Всемирного банка, и МВФ выделял средства. Только это все кредиты. Надо понимать, что основная масса денег, которые идут от населения в качестве оплаты за газ, они идут в "Нафтогаз", а "Нафтогаз" вместе с "Укргаздобычей" имеет право ими распоряжаться", - напоминает Корольчук.
Сколько должен стоить газ?
Эксперты утверждают, что есть все основания отказаться от повышения тарифов для большей части украинцев. Более того, для малообеспеченных слоев цену можно и нужно вдвое снизить. "Главное, чтобы желание позаботиться не о мифическом еврокоммунизме завтра, а о людях сегодня, стало руководящей и направляющей силой в действиях тандема Порошенко-Гройсмана. А мы им всячески готовы помочь расчетами, если руководство "Нафтогаз Украины" по недосмотру или по каким другим причинам не доложило наверх истинное положение дел", — утверждает Валентин Землянский.
Эксперт отмечает, что потребление газа населением в 2015 году резко сократилось (что неудивительно при таких тарифах) и составило 11,3 млрд кубометров. При этом добыча газа государственной Укргаздобычей составила 13,4 млрд кубометров. "Арифметика проста: все потребление газа населением с лихвой перекрывается газом собственной добычи. Еще и остается 2 млрд кубов газа украинской добычи, которые можно будет использовать для централизованного отопления и горячей воды. Правда, придется докупить еще 4 млрд кубов импортного. Но даже в этом случае нет необходимости повышать тарифы", — утверждает Землянский.
По его мнению, достаточно оставить существующий уровень 3600 грн за тыс. кубометров и вернуть ранее существовавшие нормы потребления: до 2500 кубометров газа в год и свыше 2500.
"При этом те, кто превышает объем 2500 кубометров – платят по полному рыночному тарифу за весь потребленный объем… При уровне тарифа 3600 грн за тыс. кубометров доход "Нафтогаза" составит порядка 25 млрд грн(!). Во-вторых, уровень субсидий будет снижен на порядок: с запланированных 34 млрд грн до 3-4 млрд грн в год. В-третьих, с Укргаздобычи можно будет снять драконовскую ренту, которую компания должна платить в бюджет за добычу газа. Минимум субсидий – минимальная рента на добычу газа. А это, в свою очередь, даст дополнительные средства для увеличения собственной добычи газа и уменьшения закупки импортного", — пояснил аналитик.
Читайте также: Для промышленности Украине достаточно реверсного и своего газа – Землянский
К сожалению, расчеты экспертов никому не интересны. Интересно здесь и сейчас опять повысить цену на газ. Потому что жизнь дорожает, и о себе даже на высоких постах забывать нельзя. Перед уходом в Кабмин Гройсман повысил депутатам зарплату. А оклады министров тоже нуждаются в повышении, от которого пойдет и рост зарплат топ-менеджмента в государственных монополиях. Уделом остальной части населения станет нищета: минимальная зарплата не больше 57 долларов, такая же — средняя пенсия. Главное, ни в чем себе не отказывать.