Волеизъявление граждан на востоке Украины должно пройти до конца июля 2016 года. Об этом по итогам встречи в "нормандском формате" сообщил министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро. Он подчеркнул, что до 30 апреля должны быть освобождены все военнопленные.
Интересно, что глава МИД Украины Павел Климкин после встречи заявил, что стороны не договорились о какой-то конкретике. По его словам, в приоритете по-прежнему остается вопрос безопасности в регионе.
Результаты встречи "нормандской четверки" в эфире радиостанции Голос Столицы подытожил аналитик гражданской сети "ОПОРА" Александр Клюжев.
Как вы прокомментируете встречу в "нормандском формате" по вопросу Донбасса?
― Выборы — это завершающий этап мирного урегулирования, и без выполнения предварительных этапов всеми сторонами без исключения они не смогут стать эффективным механизмом прекращения военного конфликта и начала процесса реинтеграции этих территорий в Украину. Поэтому мы должны разграничивать различные аспекты этой проблемы. Во-первых, это дискуссии экспертные, политические, относительно избирательного законодательства, которое может быть применено на этих территориях. Пока идет переговорный процесс, перспектива выборов сохраняется, и мы работаем над этими модальностями.
Как быстро можно будет перейти от переговоров к реальному избирательному процессу?
― Вопрос реализации этого избирательного законодательства — более сложная проблема, и без разоружения, демилитаризации территории, решение вопроса амнистии трудно его рассматривать. Перечисленные пункты должны быть урегулированы до выборов, потому что абсурдно проводить их, когда еще стороны не договорились о формате амнистии. Эту этапность должна признавать и Россия, и Франция, и Германия, и другие игроки на этом поле. Иначе мы можем получить проведение выборов, но урегулирования конфликта не произойдет.
Читайте также: Донбасс: люди воюют, а бизнес элит продолжается себе
Представьте себе, если мы не демилитаризовали территорию, не разоружили никого, не дали гарантий, например, амнистии, не создали условия наказания виновных в военных преступлениях, и при этом на Донбассе будут недовольны результатами голосования. Что они сделают? Они просто пойдут на срыв всех этих договоренностей и выборы не приведут ни к каким результатам. Это очень опасная тенденция — попытка последний этап мирного урегулирования выдать за первый. Вот в этом есть основная проблема, с которой, наверное, украинское государство не может согласиться. То есть должны быть компромиссы со стороны Украины, здесь это отрицать очень сложно. Но попытка общепризнанную логику урегулирования конфликта изменить именно на украинском примере ни к чему положительному не приведет, по моему мнению.
Существуют ли какие разработки касательно того, как Украина проведет эти выборы?
― Работает политическая подгруппа в контактной группе в Минске, которая обсуждает все основные моменты, касающиеся избирательного законодательства. И здесь надо приветствовать, что такие политические экспертные дискуссии ведутся. Пока, насколько мне известно, есть определенные концепции, которые разрабатывались разными сторонами. Речь не идет о конкретном законопроекте на данном этапе, но концептуальные видения, болевые точки, на которые должно быть обращено внимание всех сторон, в этих документах отражены. Условно говоря, мы должны прийти к четкому выводу — сколько времени необходимо для восстановления деятельности государственного реестра избирателей в отдельных районах Донецкой и Луганской области.
Учтена ли стоимость таких выборов?
― Я не думаю, что стороны обсуждали это — да и этот вопрос второстепенный.
К слову, ранее директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в эфире 106 FM заявил, что выполнение условий минских соглашений — единственный способ сохранить территорию Донбасса в составе Украины.
Отметим, что многие зарубежные политики до сих пор воспринимают конфликт на Донбассе как незначительные беспорядки на местном уровне, поэтому работа миссии ОБСЕ необходима, чтобы наблюдатели рассказывали в своих странах, что на самом деле происходит на востоке Украины. Такое мнение в эфире радиостанции Голос Столицы высказал политолог-международник Ростислав Томенчук.