наверх
19.11.201913:42
Курсы валют НБУ
  • USD24.14- 0.08
  • EUR26.70- 0.03

Deutsche Welle: кто контролирует дороги в Крым

Новый год - новая энергоблокада Крыма (154)

194960
"Гражданская блокада" Крыма прекратилась не так давно и сейчас на официальных КПП тихо, пишут мировые СМИ, вспоминая былую шумиху в этих местах, в том числе и обвинения в адрес отдельных участников блокады. Кто же контролирует сейчас дорогу в Крым?

Тимур Громов, РИА Новости Украина

Въезд в Крым с материковой части Украины осуществляется через официальные контрольные пункты въезда-выезда, пишет Deutsche Welle. Однако контролировать дорогу пытаются не только госструктуры страны, в этом убедился корреспондент DW Игорь Бурдыга.

"В сотне километров от центра Херсонской области Украины трассу Херсон-Армянск — транспортную артерию, соединяющую западную часть полуострова Крым с материком, перегораживает несколько бетонных блоков. Сильный ветер со стороны Перекопского залива развевает над блоками украинский и крымско-татарский флаги", — пишет корреспондент.

До одного из трех официальных пунктов пропуска в Крым — западного контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) "Каланчак" — отсюда еще около километра, говорится в статье. "Но именно здесь с сентября 2015 года осуществлялся основной досмотр автомобилей, направляющихся на полуостров. Проводили его не украинские пограничники и не таможенники, а активисты из числа крымских татар и добровольцев из батальонов "Правый сектор" и "Азов", не имея на то никаких официальных полномочий", — продолжает журналист.

"На подъезде к этому и еще двум другим официальным пунктам пропуска — западному "Чаплинке" и восточному "Чонгару" — активисты досматривали каждый автомобиль, пересекающий условную границу с полуостровом, изымали запрещенные на их взгляд продукты и вещи, а также полностью блокировали въезд грузовых машин. Свои действия  они назвали гражданской блокадой", — пишет автор статьи.

"Вот уже больше месяца здесь тихо. Никого не останавливают и не досматривают. Прямо возле бетонных блоков на трассе Херсон-Армянск стоит наспех сколоченный из ДСП домик. Еще недавно эта неприглядная избушка служила главным штабом так называемой "гражданской блокады" на западной стороне. Внутри избушка "стратегического значения" вряд ли напоминает штаб. На стене между крымско-татарским и украинским флагами висит икона. За столом сидит человек в смушковой папахе — Дилявер Сейтумеров. Он родом из Мелитополя, называет себя "командиром Каланчацкого и Чаплинского блокпостов гражданской блокады", — говорится в публикации.

"За эти четыре месяца мы добились главного: заставили государство сделать то, что нужно было сделать еще в 2014 году… Но на достигнутом мы не остановимся", — заявляет Сейтумеров. Хитро улыбаясь, он заверяет нас, что во время блокады они проводили досмотр автомобилей только поверхностно, законов не нарушали. Да и водители, по словам Сейтумерова, никогда не возражали активистам. А пограничники и милиция предпочитали не вмешиваться", — продолжает корреспондент DW.

"Гражданская блокада" прекратилась только в середине января нынешнего года, когда правительство Украины ввело официальный запрет на поставку товаров в Крым и из него. С тех пор украинцы, направляющиеся на полуостров, имеют право провозить с собой только личные вещи и до 50 кг продуктов один раз в день", — напоминает автор статьи.

"Теперь пограничники готовятся к еще более тесному соседству и даже сотрудничеству с активистами. Бывшие участники "гражданской блокады" сейчас регистрируют общественную организацию "Аскер", которая, по их замыслам, будет контролировать работу пограничной и таможенной служб прямо на официальных пунктах пропуска. Кроме того, они планируют сформировать отдельный крымско-татарский батальон Национальной гвардии имени Номана Челибиджихана, основной задачей которого, по словам Сейтумерова, должна стать охрана правопорядка на крымском кордоне", — говорится в публикации.

Несмотря на имевшие место конфликты пограничников с активистами "гражданской блокады", руководство Госпогранслужбы пока не видит проблем в их дальнейшей деятельности, продолжает автор статьи. Напротив, как рассказали DW в пресс-службе Херсонского пограничного отряда, пограничники даже организовали для "Аскера" курсы профессиональной подготовки.

"На базе восточного пункта пропуска "Чонгар" их учат правовым основам и особенностям охраны границы. После обучения активисты должны сдать зачет, ведь решение о допуске к несению службы по каждому будет приниматься индивидуально", — пишет корреспондент. "Главное, чтобы они не вмешивались в нашу работу и не провоцировали конфликты", — заявили DW в пресс-службе Херсонского пограничного отряда.

"Николай, безработный водитель стареньких "жигулей" из Червоного Чабана — один из тех жителей приграничья, кто пытается заработать на возникших у его дома кордонах. А точнее — на их нарушении. Вот уже несколько месяцев, несмотря на блокаду, а затем и на официальный запрет, он возит через границу запчасти для украинских автобусов, что до сих пор работают в Крыму", — продолжает автор статьи.

"На большинстве маршрутов водители там все еще ездят на наших "Богданах". А запчастей в России к ним нет. Вот я немного и подбрасываю для одной мастерской. Они без меня, как без рук", — рассказывает он. "Условную границу Николай пересекает несколько раз в день, то и дело подвозя по дороге местных жителей, пограничников, военных. Но на участников "гражданской блокады" его любезность не распространяется", — говорится в публикации. "Одни проблемы с этими "активистами" в округе: то морду кому-то набьют, то машину отожмут", — ругается водитель.

Андрей Сучок, председатель Червоночабанского сельсовета, признает, что участники блокады привыкли чувствовать себя безнаказанными, пишет корреспондент DW. "С крымскими татарами у нас проблем особых никогда не было, — объясняет он, — но в той "блокаде" участвовали и "Правый сектор", и "Айдар", и еще бог знает кто. Они никого не боялись — ни милиции, ни СБУ. Боялись только общины, то есть протестов людей".

"К батальону "Айдар", а точнее, к его так называемому "гражданскому корпусу", подконтрольному бывшему комбату, а ныне народному депутату Украины Сергею Мельничуку, которого Генпрокуратура Украины подозревает в бандитизме и разбойных нападениях, у местных жителей больше всего претензий", — говорится в статье.

Читайте также: Сколько денег нужно украинцу, ситуативная коалиция, курс гривны. Мнение эксперта

"Звучат обвинения в рэкете, похищении автомобилей, избиении фермеров и разгроме пограничного кафе. В декабре в райцентре Каланчак, в 30 км от границы даже состоялся стихийный митинг, на котором крестьяне требовали от херсонской милиции прекратить произвол активистов. А в начале февраля в доме, арендованном "айдаровцами" в Червоном Чабане, сотрудники СБУ изъяли целый арсенал незарегистрированного оружия", — продолжает корреспондент DW.

Дилявер Сейтумеров об этих фактах вспоминает неохотно: "Здесь, на блокпосту "айдаровцы" были под моим командованием — были без оружия, вели себя прилично. А в остальное время я за них не отвечаю".

Самое читаемое
    Темы дня