наверх
27.07.202403:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

МВФ согласен. Налоговая реформа от Порошенко загоняет экономику в гроб

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )4741174
"Наполовину болонка, наполовину терьер, причем, обе половины худшие". Можно ли эту фразу из "Мери Поппинс" принять в качестве характеристики проекта налоговой реформы, "скрещенного" из двух вариантов, правительственного и депутатского?

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

"Противостояние" проектов налоговой реформы – правительственного и депутатского – завершилось "коктейлем" из двух моделей. В нем смешались повышенные ставки налогов от Минфина и упразднение упрощенцев-юрлиц, но без какой-либо альтернативы для этого сегмента бизнеса. 

Вместо схемы "все по 20" предлагается "всё по 18", а потом – "по 17". Что принесет украинской экономике такой вариант реформы?

Что Байден "животворящий делает"

Визит вице-президента США Джо Байдена в Украину ускорил достижение компромисса по проекту налоговой реформы. Скрестив "ужа с ежом" – два противоположных варианта – плод ночного компромисса Нацсовета реформ по налоговому законодательству, полученный поздним вечером 8 декабря, внесет в Раду лично президент Порошенко

В новом проекте не будет правительственной схемы налогообложения "все по 20". Но это не значит, что не будет повышения. Например, налог на доходы физлиц поднимется с нынешних 15 до 18%. В 2017 году ставку налогов обещают понизить до 17%, но народная мудрость в этом случае утверждает, что "обещать – не значит жениться".

Тем более, что в действующем налоговом кодексе на период с 2014 по 2016 годы предусматривалось постепенное снижение ставок налогов. В частности, НДС – до 17%, на прибыль предприятий – до 15 %, напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

"Если бы не было Майдана, cейчас ставка налога на прибыль была бы 15%. В старом варианте налогового кодекса уже с 2014 г. ставка была 17%, а с 2015 – 15%… Физлицам оставили единый социальный взнос на уровне 20%. По налогу на доходы физлиц Минфин предлагал 20%, Южанина – вообще 10%. Договорились, что в первый год будет 18%, а в 2017 – 17%. Но остается военный сбор, и значит, налог будет 19,5% (в 2017 году)", – сказал Охрименко.

Уходящие в тень

В то же время, эксперт не уверен, что после снижения единого социального взноса (ЕСВ) произойдет "выбеливание" заработной платы. 

"Чтобы платить 20% ЕСВ, бизнесмен должен поднять зарплаты работников до небес. "Выбелить" зарплаты работников за счет снижения ЕСВ нереально", –  подчеркнул он.

Эксперт также добавил, что в упрощенной системе налогообложения сохранилась только одна группа, которая будет платить налоги по упрощенной системе. 

"По упрощенцам осталось все, что предлагал Минфин. В первой группе остались бытовые услуги с лимитом 300 тыс. грн, где будет фиксированый налог. Вторую группу объединяют с третьей и от оборота в 2 млн можно не платить НДС. Также решили ввести коэффициент и обязывают платить налоги как физлица – 18%", – сказал эксперт.

Кроме введения для самозанятых такой же ставки налога на доходы, как и для наемных работников, Минфин хочет перевести на общую систему налогообложения бизнес, который сейчас работает по упрощенной системе в т.н. третьей группе. Это новшество вряд ли принесет что-то положительное, например, повышение поступлений от налогов в госбюджет. 

Скорее, мы будем наблюдать ускорение перехода легального бизнеса в тень.

"Вопрос развития экономики не слышится"

Руководитель проекта "Успешная страна" Андрей Блинов считает, что новый вариант налоговой реформы содержит нулевые перспективы роста экономики Украины.

"Я согласен с теми, кто этот вариант реформы квалифицирует как компромисс между правительством, президентом, МВФ и Минфином. При этом документе есть высокая вероятность выполнения бюджета правительством. Безусловно, вопрос развития экономики в этом проекте как-то не слышится. Кодекс продолжает повергать страну в депрессию… Грубо говоря, стимулов экономического роста нету, но и причин для падения нет. Этот кодекс, возможно, поможет около нуля держать рост экономики, но и стимулировать ее дополнительно не будет", – отметил Блинов.

Что касается детенизации, то здесь есть большие сомнения, что мы как-то существенно отойдем от официальной оценки теневой экономики, добавил он. 

"Больших стимулов для выхода бизнеса из тени этот законопроект не несет. Часто о нем говорят в контексте снижения налогов. Я не понимаю, откуда идет эта информация. Единственный налог, который снижается – это единый социальный взнос. Если мы посмотрим на налог на прибыль, он как был 18%, так и остался, НДС был 20% и остался таким же. Более того, по предварительным данным идет расширение уплаты НДС и на сельское хозяйство, и на фармацевтику и т.д. Налог на доходы физлиц – сейчас ставка базовая ставка 15% и есть еще 20%, а будет единая 18%", – добавил эксперт.

Он также напомнил о планах правительства в очередной раз повысить акцизные сборы на виноводочные изделия и другие товары подакцизной группы. Кроме того, Блинов отметил, что упрощенная система налогообложения осталась в таком же виде, как в правительственном варианте налоговой реформы.

"Главное – это запрет на работу с юридическими лицами. Пытаясь закрыть лазейку, когда некрупный бизнес прикрывается "зонтиком" единого налога, по ней наносится удар, но вместе с водой выплескивают "ребенка". Небольшой бизнес тоже не сможет работать с юрлицами. Значит, по-прежнему будет спрос на обналичку, на неучтенные средства и так далее", – подчеркнул эксперт.

Бизнес – не в восторге

Непрестанное изменение налогового законодательства продолжается второй год подряд. В 2014 году правительство "обрадовало" население "военным" сбором. Он вводился "временно", до конца прошлого года, а затем правительство продлило его действие до конца текущего, и, вероятно, он вновь появится в проекте госбюджета на 2016 год.

Налог на доход от депозитов тоже появился под лозунгом срочного преодоления дефицита бюджета в 2014 году. Поступления от налога залатать бюджетную дыру не помогли, зато сам налог стал еще одним, хоть и не самым главным, аргументом, почему не стоит доверять депозитам в национальной валюте. 

Фактически, чистый доход физлица, с которого уже уплачены налоги, становится объектом повторного налогообложения. А в ситуации, когда инфляция приближается к 50%, ставка налога "съедает" часть процентного дохода вкладчика. Неудивительно, что по этой и другим объективным причинам объем депозитов второй год подряд уменьшается.

Еще одной новацией от правительства стало введение дополнительной пошлины на импортные товары, НДС на лекарства и прочее. Большинство таких решений вводились в действие без традиционной отсрочки в 6 месяцев, как того требует налоговый кодекс.

Теперь на кону – налоговая реформа, и неизвестно, будет ли отложено на полгода введение новшеств, как это требует закон, или измененные ставки налогов начнут действовать с 1 января 2016 года. Эта неопределенность раздражает бизнес, но если к представителям собственного малого и среднего бизнеса как-то не принято прислушиваться, то будет ли проигнорировано мнение Европейской бизнес-ассоциации?

Пугающая спешка и флеш-мобы протеста

По словам директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревянко, бизнесу не на руку такая спешка.

"Бизнес не поддерживает такую спешку. Мы предлагали, чтобы все нормы внедрились позднее, чтобы бизнес мог адаптироваться к нововведениям. По администрированию есть вопросы, по поводу ставок вопросов – нет. Но все же, если качество администрирования будет лучше, то это позитивно отобразиться на всем бизнесе", – сказала Деревянко.

Ранее глава наблюдательного совета Палаты налоговых консультантов Ольга Богданова заявила, что представители малого и среднего бизнеса сейчас готовят флэш-мобы и акции протеста в случае уничтожения упрощенной системы.

"Никакого снижения ставок или уменьшения давления на малый бизнес этот проект не предполагает. Если не вдаваться в детали, то можно сказать, что упрощенная система налогообложения будет полностью уничтожена. Кроме того, будет еще повышение ставок, также предусмотрено введение кассовых аппаратов для мелких субъектов предпринимательской деятельности. То есть, никакого снижения давления на малый бизнес не будет…Народ больше не позволит так насиловать бизнес, это просто преступление", – отметила Богданова.

Настоящей реформе не нашлось места

Главным ожиданием от налоговой реформы, помимо новых стимулов для развития, а не сворачивания бизнеса в Украине, была надежда на устранение репрессивных функций налоговиков.

Проверки как средство давления на бизнес, плановые и внеплановые, "плановые" размеры штрафов с каждого субъекта предпринимательской деятельности, уплата налога на прибыль наперед и сложности в возвращении НДС – все эти и многие другие случаи говорят, что нужно что-то менять не в размере налоговых ставок, а в идеологии налоговой службы. 

Если это служба, она должна работать на пользу обществу, если это карательный аппарат, значит, за два года после победы Майдана в системе госвласти ничего не изменилось, и весь паноптикум нынешней политики можно смело менять на новую "цирковую труппу". Хуже уже не будет.

Тем не менее, в компромиссе между центрами власти настоящей реформе так и не нашлось места. Конечно же, ведь МВФ требовал ужесточения налогового пресса, а не демократических процессов. А раз этого не требуют внешние кураторы, значит, работать на благо Украины никто и не будет.

Самое читаемое
    Темы дня