наверх
28.04.202406:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Высокие тарифы и холодные батареи. Кто виноват и что делать?

Соцполитика, коммунальные тарифы, геноцид. (463)

(обновлено: )532211
Несмотря на существенный рост тарифов на тепло, качество услуг не везде соответствует цене. Некоторые киевляне жалуются на прохладные батареи, хотя температура опускается ниже нуля только по ночам.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

С наступлением отопительного сезона тепло в квартиры украинцев поставляется по новым тарифам. Многие киевляне, получив счета за две недели октября, уже почувствовали на своих кошельках, во сколько им будет обходиться комфортное пребывание в своих квартирах. Тарифы на тепло по нормам повысились в 1,8 раза, составив 16,42 грн за 1 кв.м жилья. Таким образом, обогрев двухкомнатной квартиры по сравнению с мартом подорожал на 400 гривен — до 985 гривен.

В столице еще несколько месяцев назад стартовала программа по установке теплосчетчиков в жилых домах, но оборудовать ими все запланированные здания не успели – пока только 4 тысячи домов поставили счетчики

Как поясняют в "Киевэнерго", однако значительная их часть домовых счетчиков еще не прошла испытание, поэтому расчет по ним вести нельзя.

Повезло тем столичным жителям, у кого в домах установлены общедомовые счетчики тепловой энергии: им счета выставлены по показаниям фактического объема потребления. В еще большем выигрыше — жители новых многоквартирных домов с вертикальной разводкой — в их квартирах установлены индивидуальные счетчики тепла, и они могут самостоятельно регулировать температуру в своих жилищах. Тем же киевлянам, у которых в домах установлены, но еще не приняты на коммерческий учет узлы учета теплоэнергии, в октябре "Киевэнерго" предоставило возможность оплатить фактический объем потребления, а не нормативный (из расчета за квадратный метр), как раньше. В примененном алгоритме расчета объема потребленной теплоэнергии учтено количество дней предоставления услуги, температура окружающей среды и проектного тепловой нагрузки дома. Данные о тепловой нагрузке содержит проектная документация, которая есть у каждого дома. Тепловая нагрузка зависит от расположения дома и количества этажей, материала стен и конструкции системы теплоснабжения.

Но некоторые киевляне все же жалуются, что, несмотря на то, что их квартиры утеплены и в окнах стоят новые стеклопакеты, батареи греют недостаточно, и жильцы мерзнут.

За что платим?

На что мы можем рассчитывать, если в квартире — еле теплые батареи? Оказывается, что возможность добиться перерасчета за тепло существует. Отношения в сфере тепло- и водоснабжения регулируются в Украине специальным нормативным актом — "Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу…".  В этом документе черным по белому написано, когда должен начаться отопительный сезон, какой быть температуре воздуха в квартире.

Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +18 градусов Цельсия (в угловых — +20  градусов Цельсия). То есть на оплату влияет не то, насколько теплые батареи, а насколько тепло в помещении. И если температура ниже указанной нормы — потребитель может требовать снижения платы на 5% за каждый градус отклонения от 18 градусов до 12 градусов в жилых помещениях (с 20 градусов до 14 градусов — в угловых комнатах). Если же температура упадет ниже 12  или 14 градусов Цельсия соответственно, потребитель имеет полное право вообще не платить. Обратите внимание: коридор, ванная и кухня жилыми помещениями не являются.

Читайте также: Революционная целесообразность украинской энергетики

Однако качество услуги централизованного отопления должно соответствовать нормативной температуре воздуха при соблюдении двух условий: потребитель должен утеплить свою квартиру — заклеить и законопатить в окнах и дверях все щели, а балансодержатель дома — применить меры по утеплению мест общего пользования дома, например подъездов.

Если одно или оба условия не выполняются, на перерасчет рассчитывать уже не придется.

Куда жаловаться

В случае низкой температуры в квартирах советует обращаться в  управляющую организацию, на балансе которой содержится ваш дом, или же, при наличии прямого договора на тепло, в "Киевэнерго".

Cопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич поясняет, что причиной холодных/теплых батарей могут быть недопоставки тепла в тепловом пункте (это не так сложно сделать), может быть и недогрев на ТЭЦ.

"Таким образом обычно пытаются стимулировать задолжавшего потребителя потребителя расплатиться по счетам. Когда, например, "Нафтегаз" в прошлые годы пытался ограничить поставки газа, то сразу выключали горячую воду, снижали и температуру теплоносителя, но не до такого уровня, чтобы в квартирах было холодно, поскольку существуют определенные ограничения и нельзя зимой отключать потребителя от тепла. Если бы сейчас "Киевэнерго" ограничило поставки тепла, то все бы об этом знали из заявлений компании. Поэтому, если происходят подобные проблемы с температурой батарей, то искать проблему нужно на местном уровне. Поскольку ТЭЦ работают для всех одинаково, то могут недогревать либо в теплопунктах, либо что-то прикрутить в доме. Но это, мягко говоря, малозаконно. Если у потребителя есть прямой договор с "Киевэнерго" именно на тепловую энергию, то нужно спрашивать с "Киевэнерго". Если такого договора нет, то нужно обращаться балансодержателю, это либо ЖЭК, либо другая эксплуатирующая организация", — сказал Марунич в комментарии РИА Новости Украина.

Если же после подачи жалобы никто из соответствующих служб так и не пришел, вы, как потребитель, в присутствии двух или трех свидетелей (можно пригласить соседей) можете сами замерить температуру воздуха в комнате на расстоянии одного метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и составить акт.  В случае если у вас отказываются принять акт-претензию, вы можете выслать ее по почте заказным письмом, а квитанцию, подтверждающую отправку, сохранить.

Бесполезная процедура

В теории все предельно понятно, но на практике потребитель может столкнуться с определенными трудностями. Вряд ли у каждого есть возможность провести, отпросившись с работы, несколько дней дома в ожидании комиссии. Кроме того, некачественную услугу необходимо фиксировать каждый день. И тут уже  перед потребителем встает вопрос: или зарабатывать деньги, или бороться за фиксацию плохого качества предоставляемых ему услуг.

Директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко считает, что данная процедура перерасчета сейчас практически не работает.

"Эта процедура — старая, еще советская норма, и она изначально была  мертворожденной. Потому что реально добиться по этой процедуре какого-то перерасчета сложно. Если даже в лучшем случае к вам придет комиссия, то вам отопление пересчитают только за один день. Получается, что вам нужно каждый день вызывать комиссию, чтобы она зафиксировала низкую температуру в квартире. Но ведь может быть и так, что сегодня у вас холодно, а завтра потеплело на улице, и у вас стало тепло, а комиссия как раз пришла не сегодня, а завтра. Так что всё это пережитки «совка», когда можно было пожаловаться в райком, горком партии, и  давали, кому надо по голове", — сказал Сергиенко.

Только учет и контроль

Сейчас, единственный способ добиться справедливости в оплате за тепло — это, для начала, общедомовый счетчик, или, как идеал, счетчик на каждую батарею, настаивает Александр Сергиенко.

"Конечно, если не будет хватать газа, то вполне может быть, что теплокоммунэнерго начнут экономить. Но проконтролировать нагреты или нет батареи — крайне сложно, потому что квартиры все разные, разные батареи, разные щели в дверях и окнах. И единственный контроль, который может быть, это если на каждой батарее будет стоять счетчик. Например, в Праге в старых чешских "хрущевках" везде проведена термомодернизация, утепление домов и, в том числе, поставлены счетчики на каждую батарею и вентили. И там в руках у человека и экономия, и комфорт, и тепло в своей квартире".

Смотрите также — Яценюк: Украине не хватает газа на отопление

Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Поэтому необходимо объединить усилия экспертного сообщества и заинтересованных граждан воздействовать на теплокоммунэнерго, чтобы все обогреваемые ими дома были оборудованы приборами учета. Но тут нужно, чтобы и правительство играло на стороне населения, но пока этого не происходит.

Самое читаемое
    Темы дня