наверх
21.05.202201:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа Boeing. Данные "Алмаз-Антей" и отчет Комиссии - несовпадения

Крушение Boeing-777 под Донецком. Два года спустя (619)

(обновлено: )265782
Опубликованный 13 октября итоговый отчет международной комиссии по расследованию причин крушения малазийского Boeing не принес бы никаких сенсаций или неожиданностей, если бы не завершившаяся двумя часами ранее пресс-конференция ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей".
Оглашение результатов эксперимента по моделированию катастрофы Boeing 777

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Презентация доклада, представленная на базе ВВС Голландии Гильзе-Рейн и проведенная председателем Нидерландского Совета по безопасности (Dutch Dafety Board Chairman) Тьиббе Яустра (Tjibbe Joustra), позволила оперативно ознакомится с выводами и рекомендациями, сделанными по результатам технического расследования. Сам отчет содержит более 1000 страниц на английском и голландском языках, причем большая часть материалов пока не опубликована. 

Доклад подвел окончательный итог расследования, продолжавшегося 15 месяцев, и был призван ответить на четыре основных вопроса:

— причина катастрофы;

— принятие решения о пролете над зоной военного конфликта;

— вопросе, почему подтверждение от голландских властей о погибших в результате крушения было получено родственниками только спустя 2-4 дня;

— в какой степени находившиеся на борту люди осознавали то, что они попали в авиакатастрофу.

Пресс-конференция была завершена в течение 30 минут, 20 из которых демонстрировалась анимированная презентация, на которой был изображен пуск зенитной ракеты самоходной огневой установкой комплекса ПВО "Бук" с территории восточной Украины, на которой в тот момент велись боевые действия. Взрыв, по данным отчета, произошел в 13:20:03 UTC на расстоянии 1 м слева над кабиной пилотов. Четыре микрофона зафиксировали последнюю звуковую волну, что и позволило определить направление и расстояние до его источника. В презентационном анимированном ролике, как и в самом отчете, боевая часть ракеты обозначена как 9Н314М, что соответствует зенитной управляемой ракете 9М38М1 (в тексте она обозначена как ракета "Бук" серии 9М38), содержащей три фракции готовых поражающих элементов (ГПЭ), включая "двутавр", который за сходство формы председатель в докладе именовал "катушкой". Около 700-800 ГПЭ, то есть 10 % от общего количества содержавшихся в боевой части, были извлечены из тел трех пилотов, остальные попали в фюзеляж, что привело к разрушению самолета и падению его остатков в течении 1-1,5 мин. на расстоянии 8,5 км от точки последнего контакта. 

По расчетам, выполненным на основании проведенного математического моделирования ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", Киевского НИИ судебных экспертиз и Нидерландского аэрокосмического центра NLR, была локализована зона пуска ракеты — область площадью 320 кв. км на востоке Украины. Дальнейшая локализация места пуска не входила в сферу компетенции комиссии.

Согласно заявлению председателя и тексту отчета была решена и другая задача — исключить остальные возможные версии: "Это не метеорит, не взрывное устройство, ни техническая неисправность".

Реконструированная носовая часть Boeing, продемонстрированная 13 октября 2015 г.

С целью уточнения причины катастрофы были также реконструированы носовая часть самолета, а также внутренняя и внешняя поверхность кабины. Первые фрагменты прибыли в Голландию лишь 9 декабря 2014 го, а весной 2015 была привезена еще одна партия. В докладе описаны трудности в восстановлении обломков: "многие обломки не были физически доступны в течение четырех месяцев после катастрофы. За это период некоторые части исчезли, поэтому не было возможности получить их в полном объеме. В связи с этим были использованы фотографии, сделанные сразу после падения". Также отмечено, что "Верхняя часть фюзеляжа над бизнес-классом не была представлена", хотя в сети доступны многие фотографии именно этой части со следами поражающих элементов. Реконструированная носовая часть Boeing, продемонстрированная 13 октября 2015 г., также поразила отсутствием многих важнейших для расследования фрагментов, известных по прежним фотографиям. Между тем Яустра однозначно заявил: "Мы не уверены, будут ли найдены еще части самолета, но они уже не повлияют на наши выводы".

Он также подтвердил, что "Правительство России оспаривало вывод о том, что самолет был сбит ракетой комплекса "Бук", но "DSB, тщательно изучив замечания, представленные Российской Федерацией, отклонил эти возражения". К сожалению, именно эти материалы (то есть ответы на возражения России) оказались изложены в неопубликованном приложении к докладу.

В целом можно констатировать, что практически вся изложенная в итоговом отчете информация в том или ином виде уже появлялась ранее в средствах массовой информации благодаря утечкам из следственной группы, что ставит вопрос о безопасности и качестве его проведения. Сопоставление выводов отчета с результатами натурного моделирования, оглашенного в тот же день специалистами ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" демонстрирует принципиальную разницу в оценке типа зенитной ракеты, которая могла сбить самолет. Российские специалисты настаивают на том, что, если малазийский лайнер был поражен ракетой комплекса "Бук", то она была более старого типа 9М38, снятого с вооружения российской армии еще в 2011 году, не имеющего в качестве ГПЭ "двутавров" или "бабочек". Именно их наличие или отсутствие на данном этапе может дать ответ параллельно проводимого уголовного расследования на вопрос об истинных виновниках происшествия.

Эксперимент, проведенный концерном "Алмаз-Антей"

Другим слабым местом международного расследования является утверждение о чрезвычайно малом (всего1 м) расстоянии от точки взрыва 40 кг тротил-гексогеновой боевой части ракеты "Бук" до пилотской кабины — реальный взрыв, произведенный на полигоне российского концерна на удалении 4 м превратил аналогичную кабину буквально в труху.

Самое читаемое
    Темы дня