Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Херсонская область
Ловушка для нарушителя
Пункт пропуска "Каланчак" – самый неудобный из трех на границе Крыма. От одноименного райцентра он отстоит километрах в сорока, автобусы туда практически не ходят, а таксисты просят за 160-180 гривен.
Я добрался до блокпоста к середине дня 27 сентября. Руководства на месте не было – уехали на совещание на "Чонгар". Как мне и говорил координатор "Чонгарского майдана", "центр управления полетами" – там.
Читайте также: Бондаренко: Путин не намерен обсуждать тему Крыма
Здесь оказался человек, который представился представителем Меджлиса. Пообщаться нам, однако, помешали.Не успели мы сделать по глотку кофе и представиться друг другу, как у него зазвонил телефон и начался долгий нервный разговор. Одновременно лагерь пикетчиков начал гудеть, как потревоженный улей. Кто сидел только что в тени без футболок, бросились надевать форму, некоторые натягивали балаклавы, у дороги собралась куча народу.
– Что значит "пропустить"?! Зачем мы тогда здесь стоим?
– Да пусть звонит кому хочет!
– Машину пусть забирает, а мясо не проедет!
Речь шла о грузовике, который стоял на нейтральной полосе – между украинским и российским погранпостами. Из обрывков разговоров стало понятно: женщина, которая везла груз мяса в Крым, со скандалом и угрозами прорвалась через блокпост. Украинские пограничники ее пропустили. Но российские нашли какие-то огрехи в документах, и въезд на полуостров запретили.
Обратно грузовик может выехать лишь через блокпост, на котором хозяйка мяса только что скандалила. Участники блокады обещали не пускать груженые машины со стороны Крыма, а мясо выезжает, выходит, из ворот пограничного КПП.
В обсуждении груза звучала сумма миллион гривен. В принципе, столько и стоят 20 тонн мяса.
"Кричала, что всех посадит"
– Машину пропустим, мясо пусть выгружает в поддержку батальона, – говорит мужчина с нашивкой "Айдар" на камуфляже.
Наверное, не всерьез, потому что тут и батальон МВД "Херсон", и, как выяснилось, представители СБУ, и замначальника Каланчакского райотдела милиции. Милицейского чиновника, похоже, заподозрили в том, что он приехал "порешать вопрос" с обратным проездом грузовика. Во всяком случае, он горячо возражал против каких-то догадок пикетчиков:
– Да нет! Поступил вызов в дежурную часть! Я приехал разобраться!
– Уважаемый, ты пойми, вот ты везешь мясо… – объясняет мужчина крымско-татарской наружности с нашивкой "Правого сектора".– Это не я везу! Я приехал по вызову! – перебивает замначальника РОВД.
– Да я для примера говорю: вот ты везешь мясо – тебя не пускают, а приехал Вася – его пускают. Правильно это будет?
– Я понимаю, может, она как-то неправильно себя вела…
– Она очень, очень неправильно себя вела! – вступает одна из пикетчиц. – Она нас тут всех обложила матом, прямым текстом посылала…! Кричала, что всех нас посадит!
– Это все записано на видео, – добавляет человек с фотокамерой на штативе и с нашивкой "Правого сектора".
– Она извинится, – пытается убедить блокирующих замначальника райотдела.
Хозяйка, видимо, со связями. Представителю Меджлиса звонят снова и снова, по его ответам ("нет, не пропустят") ясно, что обращаются по тому же поводу.
Узнать, чем закончилась история, и главное, как вообще вышло, что машину пропустили, мне не удается. Представители "Правого сектора" вежливо, но настойчиво попросили покинуть территорию.
Граница – большой бизнес
– Ты знаешь, сколько имеют с фур пограничники? Младший комсостав в день 2,5-3 тысячи клал в карман, – рассказывает Игорь Сергеевич, водитель попутки, который везет меня от блокпоста. – Понятно, что пограничникам радости от этой блокады никакой, одни убытки.Мне буквально за день до этого пикетчики на "Чаплынке" говорили о сомнительных документах на груз, о махинациях с тоннажом (весовыми временные пункты пропуска не оборудованы), о том, что не так давно здесь задерживали одного офицера со 100 тысячами гривен в кармане.
Местные жители о подобных вещах прекрасно знают, и говорят, что поборы – это обычная практика, но почему тогда задержали только одного офицера? Как раз потому, объясняют, что это система: внизу деньги с фур собирали – передавали наверх.
Помимо коммерсантов с большими деньгами и целыми трейлерами груза, свой вклад в благосостояние пограничников делали, по словам жителей региона, и мелкие контрабандисты. Мне рассказывают, что товар везли и "челночными" клетчатыми сумками. За небольшие деньги, а то и просто за выпивку подряжали безработных и алкоголиков, чтобы те перевозили бутылок по десять водки, колбасу, сыр. Далеко ехать не приходилось – все сдавалось в кафе где-нибудь в Красноперекопске, в 30 километрах от границы.
– Некоторые так постоянно ездили. С большими сумками – вроде как отдыхающие. А какие курортники, если каждый день? Лица примелькались. Платили сначала нашим пограничникам, потом российским, – говорит житель поселка Чаплынка Виктор Андреевич. – У меня соседи так работали. Правда, с началом блокады перестали ездить.
Его односельчанин добавляет, что много раз наблюдал по пути к родным в Крым, как микроавтобусы с сельхозпродукцией без всякой проверки груза проезжают мимо общей очереди:– Я в легковой машине без всякого груза стою в очереди, а их одного за другим пропускают… Что поменялось за год новой власти? Ничего.
Интересно, если правительство примет официальное решение о торговой блокаде Крыма, а активисты уйдут, долго ли проезд для фур останется закрытым?
Крымские татары, представители "Правого сектора", бывшей "Самообороны Майдана" и другие общественные активисты 20 сентября начали блокаду Крыма, которая касается только грузовиков, перевозящих товары в Крым и обратно. В частности, для такого транспорта дороги перекрыты. Граждане и легковые автомобили могут попасть на территорию полуострова беспрепятственно.
Смотрите инфографику: Продуктовая блокада Крыма
В меджлисе крымскотатарского народа блокаду полуострова назвали первым шагом "к его деоккупации". В свою очередь президент Петр Порошенко заявил, что акция проводится для "скорейшего возобновления государственного суверенитета над Крымом". При этом не все жители приграничных территорий одобряют действия активистов и разделяют мнение руководства Украины.