наверх
27.04.202407:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

АЗС в Киеве это бомбы замедленного действия

Пожары и их последствия в Киеве и области (388)

(обновлено: )472540
Проблема увеличения числа автозаправок в столице киевлян волновала давно. Время от времени возникали вопросы, насколько размещение АЗС соответствует действующим нормам безопасности. Пока на АЗС не возникало ни одной чрезвычайной ситуации, но это пока.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

После катастрофического пожара под Киевом на нефтебазе "БРСМ-Нефть", где не оказалось даже системы пожаротушения, киевские власти озаботились проблемой пожарной безопасности на заправках и нефтебазах столицы. Мэр Киева Виталий Кличко, лично приехавший убедиться в масштабах трагедии, срочно поручил проверить все существующие в столице АЗС и нефтебазы.

Точного числа АЗС в Киеве не знает никто

Как считает экс-глава КГГА Иван Салий, такое поручение мэра будет иметь двойную пользу. Кроме основной задачи, власть сможет наконец-то узнать точное количество заправок в городе.

"На всех киевских заправках резервуары с топливом находятся не на поверхности земли, и не представляют опасности. Но проверка не повредит, и даст возможность подсчитать количество заправок в столице. Поскольку заправки должны платить в городской бюджет, это даст возможность узнать, сколько их на самом деле и пополнить столичную казну. Так что польза будет двойная", - сказал Салий.

По его словам, любая попытка Генплана, департамента архитектуры, департамента транспорта Киева разработать схему размещения заправок оказалась нежизнеспособной. "Бизнес разумнее власти, он сам ищет, где клиенту будет удобнее заправляться и размещает заправки стихийно. А затем это уже вносится в Генплан по факту. Либо вообще не знают, что АЗС существует. В принципе это лучше, чем ничего, поскольку водитель имеет возможность заправляться не преодолевая большие расстояния. И выбор велик, даже слишком велик, по-моему. Но это хороший, прибыльный бизнес", — считает экс-глава КГГА.

Действительно,  для автолюбителей это очень удобно — на какой бы улице, хоть в пригороде хоть в центре, не закончился бензин, всегда есть возможность заправиться. Но вот жители окрестных домов от такого соседства никакого удовольствия не испытывают, а от мысли, что совсем рядом с их домами расположены резервуары с горючими веществами, и вовсе начинают впадать в панику, особенно после случившегося с “БРСМ”.

Нормы существует для того, чтобы их обходить

И хотя в европейских странах нормы позволяют строить АЗС вплотную к зданиям, особенно деловым, в Украине они более жесткие. Строительство таких объектов в спальных районах городов с одной стороны перспективно — потребитель рядом, но и проблематично — выдержать все требования по строительству объекта зачастую сложно. Причем мешать могут не только близлежащие здания, но и линии электропередач или теплотрассы. На пешеходных же и внутриквартальных улицах размещение АЗС запрещено. Конечно, часть владельцев АЗС решает и эти проблемы, потому что коррупция в нашей стране до сих пор не побеждена, несмотря на объявленную ей беспощадную войну.

В Украине порядок размещения АЗС регламентируется специальными нормами — ДБН. В центральных и густонаселенных районах городов с населением свыше 200 тыс. чел. допускается размещение новых АЗС только малой мощности и с подземным размещением резервуаров. Пункты технического обслуживания здесь не требуются, зато обязательным является применение экологобезопасного оборудования. В целом, в пределах населенных пунктов обязательно оборудование АЗС подземными двустенными резервуарами.

Должны соблюдаться и санитарные расстояния от АЗС до ближайших жилых домов — не менее 50 м. Однако есть допущение: радиус санитарно-защитной зоны может быть уменьшен до 25-40 м "при должном обосновании и при условии использования экологически безопасного оборудования, эффективность которого доказана экспертным заключением органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора". Для АЗС с автосервисом уменьшение санитарных разрывов не допускается, но… Это допущение позволяет не только "передовым" в использовании современного оборудования, но и просто многим ушлым дельцам обходить нормы.

Месторасположение АЗС должно иметь градостроительное обоснование размещения объекта, согласования с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Как оказалось, все необходимые документы — соглашения, сертификаты — есть практически на всех АЗС столицы. Даже на тех, которые выстроены с нарушением всех возможных норм.

Разрешительные документы и их цена

По мнению экс-заместителя главного архитектора Виктора Глебы, в Киеве нужно проверять не пожарную безопасность на заправках, а фактическое соответствие размещения АЗС и нефтебаз разрешительным документам.

"В Киеве, согласно моим данным, у каждой заправки есть необходимые документы, в том числе и экологические сертификаты. Но у нас по документам числится что-то одно, а по факту — совсем другое. Часто документы оформляют с нарушением законодательства. Наш мэр говорит, что раз есть документы — все нормально. Но я — не Кличко, и я утверждаю: не важно, есть документы или нет, нужно смотреть по факту, какие есть нарушения", — сказал Глеба. 

Но иногда нормы нарушают не дельцы от заправочного бизнеса, а застройщики. У них на поверку также все в порядке с разрешительными документами. На пересечении проспекта Победы и улицы Борщаговской, там где строятся два 53-этажных здания, АЗС существует с 1998 года. Она не то что с нарушениями расположена, она вмурована в небоскреб. 

"Большего идиотизма я себе представить не могу: а если сверху из офиса кто-то бросит что-нибудь, минимум окурок? А вдруг что-то посерьезнее? Вы представляете, какими ужасающими могут быть последствия?", - возмущен Глеба.

По его словам, когда решался вопрос о строительстве на этом месте двух небоскребов, Министерство регионального развития собирало специальный консилиум. 

"Отклонение от норм было согласовано! Строят дом возле заправки, а должно быть 100 метров. Это опасность первой категории, поговаривают, что это согласование стоило 100 тысяч долларов", — рассказал экс-заместитель главного архитектора.

Сумеют ли спасатели спасти?

Подобное отношение к безопасности и здоровью киевлян, когда они становятся заложниками интересов предприимчивых и беспринципных акул бизнеса и падких на взятки чиновников, для Киева и Украины — явление не новое. Но до последнего времени можно было надеяться, что на АЗС достаточно высокая культура безопасности, а в случае "форс-мажора" — на помощь придут квалифицированные и оснащенные всем необходимым пожарные. Однако сейчас, когда разрушены практически все государственные институты, надеяться остается только "на авось".

И пусть в Европе автозаправки могут быть размещены чуть ли не в подвалах жилых домов (почему нет, если законом это не запрещено?), но вопрос в том, как и кто их эксплуатирует. У нас, в Украине, похоже, разучились выполнять даже самые элементарные нормы и правила.

"Сейчас вообще другие правила жизни. Кто сейчас смотрит на нормы?", — сказал в комментарии корреспонденту РИА Новости Украина бывший высокопоставленный работник ГУ ЧС столицы, пожелавший остаться неназванным, и напомнил, что в бытность одного из министров МЧС Украины был подписан приказ, запрещавший пожарным проверять АЗС, и побудительные причины подобного решения министра остаются "за кадром".

"Сейчас материальное состояние киевских пожарных очень плачевное. Все думают, что они жируют, но ничего подобного: средняя зарплата у рядового пожарного около двух-трех тысяч гривен. Как правило, большинство из них живут за городом и вынуждены половину этих денег тратить на проезд, ведь льготы им отменили. А ведь они каждый день выходят на смену и рискуют своей жизнью", — сетует собеседник агентства.

При этом он ни на йоту не сомневается в их профессиональных качествах, если у них есть необходимые расходные материалы, они в состоянии локализовать и ликвидировать пожар. Комментируя случившееся на нефтебазе под Киевом, он сказал, что по каждому потенциально опасному объекту должен существовать план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), и объект не может быть сдан в эксплуатацию без наличия такого ПЛАСа.

"В этом плане независимой организацией, не пожарными, должны быть сделаны необходимые расчеты. Какое количество топлива там может находится и просчитаны несколько вариантов — 10-20 аварийных ситуаций, в том числе и самая страшная — взрыв. Там же должна быть обозначена опасная зона, за которую необходимо выводить людей. Был ли такой ПЛАС для нефтебазы, я не знаю, действовали ли по нему, тоже не знаю, и не хочу брать грех на душу, кого-то обвиняя. Может быть, как иногда бывает, действовали по ПЛАСу, но тут приехал высокий начальник и заявил, что, мол, тут все не так, и вы давайте вперед на амбразуру. Хотя по закону, во время пожара ни один чиновник не имеет права вмешиваться в работу пожарных и давать какие-либо распоряжения", - сказал собеседник агентства. 

Государство снова самоустранилось

Виктор Глеба же, в свою очередь считает, что Государственная служба по чрезвычайным ситуациям сейчас находится в крайне плачевном состоянии. У пожарных нет не только необходимых средств пожаротушения и личной защиты, у них нет даже бензина для заправки пожарных машин.

"Ну и что, что на киевских заправках есть системы пожаротушения? Зачем нам тогда МЧС, если сейчас нефтебазу тушит батальон "Азов" вместе с войсками? Зачем нам "шкиряки", зачем 2 миллиарда гривен, выделенных и потраченных на ГСЧС? Что сделано за эти деньги? Нужно проводить расследование. Почему у нас, когда что-то случилось, оказывается, что нет изолирующих противогазов у пожарных? Им волотнеры противогазы привозят. У спасателей нет бензина, чтобы заправить пожарные машины. После этого тушения пожара на нефтебазе, реально нужно всех уволить", — уверен Глеба.

Но вряд ли смена руководства службы спасения станет панацеей.

По мнению специалиста по вопросам безопасности Сергея Шабовты, чехарда в ГСЧС также сыграла свою пагубную роль в готовности спасательной службы исполнять свои профессиональные обязанности.

"Что такое МЧС, которое стало ГСЧС в последние годы? Это бесконечная смена одиозных министров, как правило, непрофессиональных. Ярчайшим министром был тот, которого увели в наручниках под аплодисменты Кабмина. И Зорян Шкиряк жив-здоров, дает уже комментарии о том, что нужно было делать на пожаре. Это добротный, государственный идиотизм. И иначе с подобными кадрами быть просто не могло", — считает Шабовта. 

Самое читаемое
    Темы дня