Глеб Суровягин, РИА Новости Украина
После катастрофического пожара под Киевом на нефтебазе "БРСМ-Нефть", где не оказалось даже системы пожаротушения, киевские власти озаботились проблемой пожарной безопасности на заправках и нефтебазах столицы. Мэр Киева Виталий Кличко, лично приехавший убедиться в масштабах трагедии, срочно поручил проверить все существующие в столице АЗС и нефтебазы.
Точного числа АЗС в Киеве не знает никто
Как считает экс-глава КГГА Иван Салий, такое поручение мэра будет иметь двойную пользу. Кроме основной задачи, власть сможет наконец-то узнать точное количество заправок в городе.
"На всех киевских заправках резервуары с топливом находятся не на поверхности земли, и не представляют опасности. Но проверка не повредит, и даст возможность подсчитать количество заправок в столице. Поскольку заправки должны платить в городской бюджет, это даст возможность узнать, сколько их на самом деле и пополнить столичную казну. Так что польза будет двойная", - сказал Салий.
По его словам, любая попытка Генплана, департамента архитектуры, департамента транспорта Киева разработать схему размещения заправок оказалась нежизнеспособной. "Бизнес разумнее власти, он сам ищет, где клиенту будет удобнее заправляться и размещает заправки стихийно. А затем это уже вносится в Генплан по факту. Либо вообще не знают, что АЗС существует. В принципе это лучше, чем ничего, поскольку водитель имеет возможность заправляться не преодолевая большие расстояния. И выбор велик, даже слишком велик, по-моему. Но это хороший, прибыльный бизнес", — считает экс-глава КГГА.
Действительно, для автолюбителей это очень удобно — на какой бы улице, хоть в пригороде хоть в центре, не закончился бензин, всегда есть возможность заправиться. Но вот жители окрестных домов от такого соседства никакого удовольствия не испытывают, а от мысли, что совсем рядом с их домами расположены резервуары с горючими веществами, и вовсе начинают впадать в панику, особенно после случившегося с “БРСМ”.
Нормы существует для того, чтобы их обходить
И хотя в европейских странах нормы позволяют строить АЗС вплотную к зданиям, особенно деловым, в Украине они более жесткие. Строительство таких объектов в спальных районах городов с одной стороны перспективно — потребитель рядом, но и проблематично — выдержать все требования по строительству объекта зачастую сложно. Причем мешать могут не только близлежащие здания, но и линии электропередач или теплотрассы. На пешеходных же и внутриквартальных улицах размещение АЗС запрещено. Конечно, часть владельцев АЗС решает и эти проблемы, потому что коррупция в нашей стране до сих пор не побеждена, несмотря на объявленную ей беспощадную войну.
В Украине порядок размещения АЗС регламентируется специальными нормами — ДБН. В центральных и густонаселенных районах городов с населением свыше 200 тыс. чел. допускается размещение новых АЗС только малой мощности и с подземным размещением резервуаров. Пункты технического обслуживания здесь не требуются, зато обязательным является применение экологобезопасного оборудования. В целом, в пределах населенных пунктов обязательно оборудование АЗС подземными двустенными резервуарами.
Должны соблюдаться и санитарные расстояния от АЗС до ближайших жилых домов — не менее 50 м. Однако есть допущение: радиус санитарно-защитной зоны может быть уменьшен до 25-40 м "при должном обосновании и при условии использования экологически безопасного оборудования, эффективность которого доказана экспертным заключением органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора". Для АЗС с автосервисом уменьшение санитарных разрывов не допускается, но… Это допущение позволяет не только "передовым" в использовании современного оборудования, но и просто многим ушлым дельцам обходить нормы.
Месторасположение АЗС должно иметь градостроительное обоснование размещения объекта, согласования с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Как оказалось, все необходимые документы — соглашения, сертификаты — есть практически на всех АЗС столицы. Даже на тех, которые выстроены с нарушением всех возможных норм.
Разрешительные документы и их цена
По мнению экс-заместителя главного архитектора Виктора Глебы, в Киеве нужно проверять не пожарную безопасность на заправках, а фактическое соответствие размещения АЗС и нефтебаз разрешительным документам.
"В Киеве, согласно моим данным, у каждой заправки есть необходимые документы, в том числе и экологические сертификаты. Но у нас по документам числится что-то одно, а по факту — совсем другое. Часто документы оформляют с нарушением законодательства. Наш мэр говорит, что раз есть документы — все нормально. Но я — не Кличко, и я утверждаю: не важно, есть документы или нет, нужно смотреть по факту, какие есть нарушения", — сказал Глеба.
Но иногда нормы нарушают не дельцы от заправочного бизнеса, а застройщики. У них на поверку также все в порядке с разрешительными документами. На пересечении проспекта Победы и улицы Борщаговской, там где строятся два 53-этажных здания, АЗС существует с 1998 года. Она не то что с нарушениями расположена, она вмурована в небоскреб.
"Большего идиотизма я себе представить не могу: а если сверху из офиса кто-то бросит что-нибудь, минимум окурок? А вдруг что-то посерьезнее? Вы представляете, какими ужасающими могут быть последствия?", - возмущен Глеба.
По его словам, когда решался вопрос о строительстве на этом месте двух небоскребов, Министерство регионального развития собирало специальный консилиум.
"Отклонение от норм было согласовано! Строят дом возле заправки, а должно быть 100 метров. Это опасность первой категории, поговаривают, что это согласование стоило 100 тысяч долларов", — рассказал экс-заместитель главного архитектора.
Сумеют ли спасатели спасти?
Подобное отношение к безопасности и здоровью киевлян, когда они становятся заложниками интересов предприимчивых и беспринципных акул бизнеса и падких на взятки чиновников, для Киева и Украины — явление не новое. Но до последнего времени можно было надеяться, что на АЗС достаточно высокая культура безопасности, а в случае "форс-мажора" — на помощь придут квалифицированные и оснащенные всем необходимым пожарные. Однако сейчас, когда разрушены практически все государственные институты, надеяться остается только "на авось".
И пусть в Европе автозаправки могут быть размещены чуть ли не в подвалах жилых домов (почему нет, если законом это не запрещено?), но вопрос в том, как и кто их эксплуатирует. У нас, в Украине, похоже, разучились выполнять даже самые элементарные нормы и правила.
"Сейчас вообще другие правила жизни. Кто сейчас смотрит на нормы?", — сказал в комментарии корреспонденту РИА Новости Украина бывший высокопоставленный работник ГУ ЧС столицы, пожелавший остаться неназванным, и напомнил, что в бытность одного из министров МЧС Украины был подписан приказ, запрещавший пожарным проверять АЗС, и побудительные причины подобного решения министра остаются "за кадром".
"Сейчас материальное состояние киевских пожарных очень плачевное. Все думают, что они жируют, но ничего подобного: средняя зарплата у рядового пожарного около двух-трех тысяч гривен. Как правило, большинство из них живут за городом и вынуждены половину этих денег тратить на проезд, ведь льготы им отменили. А ведь они каждый день выходят на смену и рискуют своей жизнью", — сетует собеседник агентства.
При этом он ни на йоту не сомневается в их профессиональных качествах, если у них есть необходимые расходные материалы, они в состоянии локализовать и ликвидировать пожар. Комментируя случившееся на нефтебазе под Киевом, он сказал, что по каждому потенциально опасному объекту должен существовать план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), и объект не может быть сдан в эксплуатацию без наличия такого ПЛАСа.
"В этом плане независимой организацией, не пожарными, должны быть сделаны необходимые расчеты. Какое количество топлива там может находится и просчитаны несколько вариантов — 10-20 аварийных ситуаций, в том числе и самая страшная — взрыв. Там же должна быть обозначена опасная зона, за которую необходимо выводить людей. Был ли такой ПЛАС для нефтебазы, я не знаю, действовали ли по нему, тоже не знаю, и не хочу брать грех на душу, кого-то обвиняя. Может быть, как иногда бывает, действовали по ПЛАСу, но тут приехал высокий начальник и заявил, что, мол, тут все не так, и вы давайте вперед на амбразуру. Хотя по закону, во время пожара ни один чиновник не имеет права вмешиваться в работу пожарных и давать какие-либо распоряжения", - сказал собеседник агентства.
Государство снова самоустранилось
Виктор Глеба же, в свою очередь считает, что Государственная служба по чрезвычайным ситуациям сейчас находится в крайне плачевном состоянии. У пожарных нет не только необходимых средств пожаротушения и личной защиты, у них нет даже бензина для заправки пожарных машин.
"Ну и что, что на киевских заправках есть системы пожаротушения? Зачем нам тогда МЧС, если сейчас нефтебазу тушит батальон "Азов" вместе с войсками? Зачем нам "шкиряки", зачем 2 миллиарда гривен, выделенных и потраченных на ГСЧС? Что сделано за эти деньги? Нужно проводить расследование. Почему у нас, когда что-то случилось, оказывается, что нет изолирующих противогазов у пожарных? Им волотнеры противогазы привозят. У спасателей нет бензина, чтобы заправить пожарные машины. После этого тушения пожара на нефтебазе, реально нужно всех уволить", — уверен Глеба.
Но вряд ли смена руководства службы спасения станет панацеей.
По мнению специалиста по вопросам безопасности Сергея Шабовты, чехарда в ГСЧС также сыграла свою пагубную роль в готовности спасательной службы исполнять свои профессиональные обязанности.
"Что такое МЧС, которое стало ГСЧС в последние годы? Это бесконечная смена одиозных министров, как правило, непрофессиональных. Ярчайшим министром был тот, которого увели в наручниках под аплодисменты Кабмина. И Зорян Шкиряк жив-здоров, дает уже комментарии о том, что нужно было делать на пожаре. Это добротный, государственный идиотизм. И иначе с подобными кадрами быть просто не могло", — считает Шабовта.