наверх
25.04.202418:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

По законам военного времени: трибунал и приговор на месте без суда и следствия

(обновлено: )181641
В 2014 году за военные преступления совершенные преимущественно в зоне АТО было открыто 4 153 производства. В этом году к ним добавилось 1 717. Всего 16 598 военнослужащих названы подозреваемыми по уголовным делам, и каждый день эта цифра растет

Дарья Егорова, РИА Новости Украина

Среди совершенных украинскими военнослужащими преступлений львиная доля напрямую связана со службой. За самовольное оставление части было открыто 2 400 дел, по которым проходит 3 300 человек.

За неповиновение командиру к уголовной ответственности привлечены около 2 000 тысяч военнослужащих. За невыполнение приказа открыто 5 уголовных дел, за сопротивление начальству  - 7, а за угрозы в адрес командира применить насильственные действия — 55.

Зафиксировано 288 фактов похищения, присвоения, вымогательства военнослужащими  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, спецтехники и другого военного имущества путем мошенничества или злоупотребления служебным положением. Одно мародерство и четыре случая насилия над населением в районе военных действий. И это только небольшой перечень преступлений расследуемых военной прокуратурой.

По законам военного времени 

Неспроста об ужесточении ответственности за совершенные преступления в зоне АТО заговорили в Верховной Раде бывшие комбаты.

Позже народные депутаты поддержали в первом чтении законопроект № 1762 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности военнослужащих, предоставление командирам дополнительных прав и возложения обязанностей в особый период". 

За отказ от выполнения законных требований командира (начальника), халатное отношение к военной службе, нарушение правил несения боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков военнослужащими ввести штрафные санкции. А кроме этого, наделить командира полномочиями следователя, судьи и палача в одном лице.

На командира возлагается обязанность принимать меры по пресечению совершения уголовного правонарушения подчиненными и восстановления правопорядка. 

"Для этого в особый период, в том числе в условиях военного состояния или в боевой обстановке, с целью задержания военнослужащих, которые совершают уголовные правонарушения, связанные с неповиновением, сопротивлением или угрозой начальнику применения насилия, самовольным оставлением боевых позиций и определенных мест дислокации воинских частей (подразделений) в районах выполнения боевых задач, командиров предполагается наделить полномочиями лично применять меры физического воздействия, специальные средства, а в боевой обстановке — применять оружие или отдавать подчиненным приказ о применении таких средств, если иным способом невозможно пресечь такие преступные деяния", — говориться в пояснительной записке к законопроекту. 

Иными словами, по законам военного времени командир может без суда и следствия провести расследование и тут же исполнить приговор — поставить к стенке.

За примерами, когда офицер сможет собственноручно вершить правосудие, далеко ходить не надо. Хакеры взломали сайт ГПУ и выложили в сеть доклад уже бывшего Генпрокурора Виталия Яремы с которым он выступил на межведомственном совещании. Примеры бесчинства военнослужащих возмутили главного прокурора.   

"18 октября 2014 года военнослужащий войсковой части, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выстрелил из автомата АК-74, в результате чего четверо военнослужащих погибли и один получил огнестрельное ранение. От  уголовных преступлений с применением оружия только за неполных два месяца 9 человек погибли (8 военных и 1 гражданское лицо) и подверглись насилию или ранениям 15 человек (6 военных и 9 гражданских)", — говориться в докладе Виталия Яремы.

Убийства в прифронтовой зоне уже стали чем-то обыденным, говориться в докладе. Так, 22 октября 2014 года двое военнослужащих одной из воинской части, находясь в состоянии алкогольного опьянения, "издевались, а потом убили двух гражданских лиц".

И это не говоря о самоволках с оружием в руках. 

"Наводчик 2 стрелковой роты  солдат К. самовольно покинул расположение базового лагеря воинской части и убыл в район пгт Новогригорьевка Артемовского района Донецкой области. Где потерял вверенный ему АКМ и 120 патронов к нему", — написано в докладе. 

Военные трибуналы  и полиция

Военные прокуроры признаются, что работы у них хватает, как никогда. К тому же, им часто приходится проводить расследование в зоне боевых действий. Но, они занимаются исключительно преступлениями совершенными военнослужащими ВСУ.

Проблема с добровольческими батальонами и нацгвардией. Расследованием преступлений совершенных бойцами, по сути, должны заниматься следователи МВД. Да и часть статей, относящихся к категории военных преступлений, на них не распространяется.

Статистику совершенных злодеяний добровольцами и нацгвардейцами в зоне АТО ведет МВД, а не прокуратура. Сколько их — никто сказать не может, они проходят в общем списке.

По мнению сотрудников военной прокуратуры, бойцам добровольческих батальонов все сходит с рук. Именно поэтому они обеими руками поддерживают инициативу депутатов разрешить командирам подразделений своими силами, даже с применением оружия, пресекать любое преступление подчиненных.

"Когда-то командиры имели право проводить дознание. Они по "горячим следам" собирали необходимую информацию и передавали следователям, что очень помогало в расследовании. В данное время  для военных прокуроров проблематично проводить расследование на местах. И практически нереально в добровольческих батальонах, которые подчинены не Минобороны, а МВД. Добровольческих батальонов не подпадают в юрисдикцию военной прокуратуры и поэтому бойцы чувствуют себя раскованно и безнаказанно.  Добровольческие батальоны неконтролируемы. Нет органа, который бы смог влиять на них. Поэтому, если они  будут знать, что их командир имеет право проводить дознание и даже применять оружие — это будет хорошим сдерживающим фактором. В период военных действий  — это вполне закономерно и оправдано. Следователей не хватает. Да и пока они приедут на место, пока вникнут в проблему,  пока начнут разбираться, пройдет немало времени. Если командирам разрешат на месте разбираться и применять меры по наказанию, это гарантия, что никто не ослушается командира и будет выполнять приказы", — рассказывает экс-замгенпрокурора Украины,  прокуратур Центрального региона Украины Николай Голомша. 

По словам Голомши, милиция, при всем своем желании, не справляется с расследованием преступлений совершенными военнослужащими или добровольцами разных батальонов не только в зоне АТО, но и на мирной территории. Об этом надо задуматься.

"Милиция на передовую за подозреваемыми не ездит. Более того, сейчас расследование преступлений совершенных военнослужащими и в отношении них целиком и полностью лежит на следователях прокуратуры. Территория для работы обширна. Нужно постоянно взаимодействовать с руководством Минобороны и АТО. Военным следователям  приходится заниматься не свойственным им функциям — оперативно-розыскной деятельностью или просить о помощи милицию. Нам надо создавать военную полицию, которая  бы занялась  оперативно-разыскной деятельностью. Поиском дезертиров. Это должны быть специалисты, хорошо ориентирующиеся в военной сфере. Дело в том, что военная среда — это особый мир. Появление гражданского или милиционера в части, это как появление инородного тела. А человек в военной форме  - это свой. С ним  можно разговаривают на одном языке", — считает Николай Голомша. 

По мнению экс-замгенпрокурора, надо возобновить военные суды. 

"Гражданский судья не имеют достаточных знаний, навыков, специфики. Они даже не имеет представления, как устроено военное управление. Раньше, чтобы стать полноценным военным судьей, надо пройти 1600 часов обучения. А сейчас, когда у гражданских судей и так работы не мало, им еще надо рассматривать военные преступления, о которых они мало что знают. Уровень правосудия оставляет желать лучшего", — уверен Николай Голомша.

А вот кадровые военные не без основания опасаются, что если командир без суда и следствия будет выносить приговор, ряды кадровых военных могут значительно поредеть.

Ведь те, в отношении которых они будут проводить дознание, вооружены и могут повернуть оружие против своих командиров. Выбор не простой.   

Самое читаемое
    Темы дня