наверх
27.04.202413:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люстрационная чистка Минобороны как гарантия поражения в АТО

Новые чистки в рамках закона о люстрации (168)

(обновлено: )4596161
Как пишет Диана Михайлова, "люстрация" для сознательных граждан Украины стала одним из многих красивых символов, точно так же, как и приглашение на должности в Кабмин иностранцев.

Диана Михайлова

Термин "люстрация" для большинства сознательных граждан Украины стал одним из многих красивых и волшебных слов, таких как "революция достоинства", "демократия", "европейские ценности" и, разумеется, "Майдан". Эти слова можно произносить даже не понимая их смысла и значения, но главное, что все обязательно здесь же станет хорошо. Аналогичные надежды, по-видимому, возлагаются и на смену кадров в Вооруженных Силах Украины.

Читайте также: Люстрация по-украински действительно происходит от слова "люстра"

Как известно, закон "Об очищении власти" (о люстрации) вступил в силу 16 октября и в тот же день премьер-министр Арсений Яценюк рассказал, что согласно принятому правительством плану, проведение проверок начнется в ноябре 2014 года и коснется должностных лиц ВСУ, других военных формирований, кроме военнослужащих срочной службы, и военнослужащих, призванных во время мобилизации, в период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года. Вместе с тем, по мнению Яценюка, руководство Минобороны и Генштаба должно пройти очищение в первой волне люстрационных проверок, которые должны были начаться уже в ноябре. Казалось бы военному ведомству, которому и без того хватало проблем с антитеррористической операцией (АТО), превратившейся в полномасштабную войну, подобная отсрочка должна была только помочь, ибо регулярные кадровые ротации в такой период мало способствуют достижению положительных результатов. Тем не менее, несмотря на только что утвержденный план, премьер не стал ограничиваться озвученными им самим временными рамками и сразу после своего выступления 16 октября подписал распоряжение Кабинета министров об освобождении от должности заместителя министра обороны по вопросам европейской интеграции адмирала запаса Игоря Кабаненко.

Дальше — больше.

23 октября в порядке выполнения закона "Об очищении власти" (о люстрации) приказом начальника Генерального штаба — Главнокомандующего ВС Украины был уволен начальник отдела анализа Генерального штаба Вооруженных сил генерал-полковника запаса Николай Цицюрский, в 2005-2009 годах служивший 1-м заместителем начальника Генерального штаба ВС Украины и покинувший тогда воинскую службу по состоянию здоровья.

Приказом министра обороны от 25 октября от занимаемых должностей были освобождены еще пять должностных лиц, непосредственно занятых в проведении АТО:

— генерал-полковник Геннадий Воробьев, первый заместитель начальника Генерального штаба ВСУ;

— генерал-лейтенант Сергей Бессараб, первый заместитель командующего Сухопутных войск ВСУ;

— генерал-лейтенант Сергей Дроздов, первый заместитель командующего Воздушных Сил ВСУ;

— генерал-лейтенант Николай Петрушенко, главный инспектор Воздушных Сил ВСУ;

— генерал-майор Артур Артеменко, начальник штаба — первый заместитель командующего Воздушных Сил.

Также министр инициировал перед президентом Порошенко вопрос об освобождении от занимаемых должностей генерал-полковника Юрия Байдака, командующего Воздушных Сил и генерал-лейтенанта Анатолия Пушнякова, командующего Сухопутных войск. Указов президента по ним найти не удалось, но ряд источников утверждает, что 3 ноября Пушняков оставил свою должность, а вместе с ним и директор департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны Максим Гольдарб, против которого Генпрокуратура ранее отказывалась возбуждать уголовное дело по факту закупки некачественных бронежилетов, обуви и лекарств во время АТО. Возможной причиной такого "гуманизма" является его предыдущая работа в органах прокуратуры, которую юный прокурор сменил на военное ведомство лишь год назад.

14 ноября пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что Следственное управление Главной военной прокуратуры в рамках расследования дела о злоупотреблении властью проводит обыски у должностных лиц Минобороны Украины, которые входят в состав комитета по конкурсным торгам: "Во время проведения в 2014 году действий по тыловому обеспечению потребностей Вооруженных сил Украины данные лица использовали свое служебное положение вопреки интересам службы". В частности, обыски прошли по месту работы и проживания одного из трех оставшихся в штате заместителей министра обороны Украины генерал-лейтенанта Александра Лещинского. Изучение официальной информации на сайте Минобороны не позволяет сделать каких-либо выводов о его дальнейшей судьбе: сразу после президента Украины — Верховного Главнокомандующего ВС Украины Петра Порошенко присутствуют лишь фотографии трех заместителей министра обороны, в том числе и Лещинского, при этом отсутствует фото самого министра Полторака, о котором точно известно, что под люстрацию, сокращения и прочие катаклизмы он пока не попал, более того, президент Порошенко уже внес в Верховную Раду его кандидатуру на занимаемый в настоящее время министерский пост.

По инициативе Полторака сформирован список из 58 офицеров — участников АТО для назначения на должности в органы военного управления, о чем 3 ноября сообщила пресс-служба МО.

30 ноября министр проинформировал о принятом накануне новом решении в области кадровой политики: "Мы проведем внеочередную переаттестацию всего руководящего состава Министерства обороны, начиная с заместителя министра обороны, руководителей департаментов, тех людей, которые принимают решения, руководителей Вооруженных сил Украины на эффективность их работы". Он же предупредил о том, что предстоящая переаттестация может привести к росту числа уволенных. Из-за плохой работы более 50 должностных лиц аппарата Минобороны и Генштаба отправятся на выход: "Мы избавляемся от тех людей, которые работали неэффективно, которые затягивают с принятием решений. По многим из них проводятся служебные проверки. И это только начало. По итогам года, когда мы четко поймем, кто как работал, проведем переаттестацию всего руководящего состава аппарата оборонного ведомства. Начнем с заместителей министра".

Как видим из заявлений самого Полторака число уже уволенных из аппарата министерства почти полностью совпадает с цифрой офицеров, попавших в его список на замещение управленческих должностей. Трудно сказать, насколько случайным оно является, но как цитирует Полторака пресс-служба Минобороны: "ведется работа по созданию кадрового резерва из числа боевых офицеров и генералов, которые смогут заменить тех чиновников, которые не пройдут аттестацию, а на базе департамента кадровой политики Министерства обороны формируется подразделение, готовящееся к работе на полиграфе".

Внедрение новых технологий в повседневную деятельность войск, конечно, можно отнести к хорошим новостям, но, зная украинские реалии государственной службы, можно предположить, что главным при очередной ротации кадров станет не "детектор лжи", а мнение узкой группы лиц, уже очерченных старым-новым министром: "Волонтеры помогают собирать информацию о деловых качествах командиров, которым бы я хотел предложить службу в Министерстве обороны и Генштабе. Мы ищем не только людей, способных принимать непростые и правильные решения, но и тех, которые пользуются авторитетом среди личного состава. Волонтеры, работая в этом направлении, подсказывают, кто из командиров и офицеров наиболее авторитетный… Это позволит привлечь к работе людей, которые принимали участие в боевых действиях, знают проблемы не только из инструкций и нормативных документов, а столкнулись с этими проблемами на поле боя".

Не хотят оставаться в стороне от этого процесса и депутаты, которые на днях обратились к Председателю Верховной Рады Украины, председателям парламентских фракций и народным депутатам, сформировавшим коалицию "Европейская Украина": "Мы, народные депутаты, командиры воинских формирований и спецподразделений, считаем, что комитет по вопросам национальной безопасности и обороны должен возглавить представитель "Народного фронта" для реализации законодательных задач по реформе армии. Реформы, концептуальные подходы которой мы разделяем как командиры добровольческих батальонов и военные эксперты".

О том, что "украинские политики должны четко осознать, что времени на кадровые эксперименты, на обучение неопытных руководителей нет", — заявили в этом обращении Дмитрий Ярош, Андрей Белецкий, Андрей Тетерук, Евгений Дейдей, Константин Матейченко и примкнувший к ним Дмитрий Тымчук.

Конечно, судя по результатам АТО ценных кадров в Минобороны нет, поэтому, вроде бы, и жалеть об уже уволенных и тех, кого уволят в самое ближайшее время не стоит. Самая лучшая переаттестация — это действия конкретного командира во время боевых действий. Правда, закрадывается сомнение, что после проверки на полиграфе в ВСУ вообще останется кто-нибудь кроме срочников. Да и контролировать контролеров кому-то тоже придется.

Нельзя также не заметить, что нардепы-комбаты и волонтеры-добровольцы также не выиграли ни одной великой битвы в необъявленной войне, а большинство вообще ограничило свою патриотическую активность просторами интернета и победами на Майдане над не имевшими приказа на их разгон милиционерами. Всерьез считать, что снабжать армию должны волонтеры и СМС-ки простых граждан, могут только люди абсолютно не представляющие теории и практики государственного строительства, фактически поддерживающие таким образом государственную коррупцию.

Точно так же, как и приглашать на министерские кресла иностранцев или неизвестных ранее героев, вроде "козака Гаврилюка", не имеющих даже образования, но готовых из Рады, министерства или "специально созданного органа власти с особыми полномочиями" поуправлять военным строительством. Нам остается лишь расписаться в неспособности управлять страной и желании пристроить очередные "ценные кадры" к государственному бюджету. Результаты таких действий жители Украины наблюдали уже не один раз.

Самое читаемое
    Темы дня