наверх
28.04.202415:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Киев теряет миллиарды в "пробках" и ДТП

(обновлено: )33930
Киевские власти десятилетиями не уделяли внимания изучению транспортных потребностей жителей столицы, соответствующая математическая модель создается только сейчас.

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Киевские власти десятилетиями не уделяли внимания изучению транспортных потребностей жителей столицы, соответствующая математическая модель создается только сейчас. Парадоксально, но строительство новых развязок и магистралей не обязательно приведет к решению транспортных проблем, но может их только усугубить.

А киевлянам необходимо выбрать, в каком городе они хотят жить в будущем – в городе для людей или в городе для автомобилей? Об этом и многом другом накануне говорили эксперты в редакции РИА Новости Украина.

Миллиардные потери

Отставание в решении транспортных проблем приводит к значительным убыткам для Киева, констатируют эксперты.

"В автомобильных пробках теряется примерно 2% ВВП, еще 1,5% теряется от аварий, и 0,6% — от загазованности. Мы ежегодно теряем 4% валового регионального продукта из-за несовершенства транспортной сети", — сказал директор аналитико-исследовательского цента "Институт города" Александр Сергиенко.

Он отметил, что Киев, как и многие другие старинные города, "вырастал из центра", сложившаяся радиально-кольцевая схема предполагает, что "все пути проходят через Крещатик", а это (при отсутствии нормальных кольцевых дорог) приводит к перегрузке центра столицы.

С этим согласился координатор Совета урбанистики Киева Богдан Аганин. Сославшись на подсчеты, произведенные экспертами ЕС, он сообщил, что ежегодно Украина теряет 5 миллиардов долларов из-за ДТП, для Киева эта цифра – "порядка одного миллиарда долларов".

Поэтому, подчеркнул эксперт, "решение транспортной проблемы позволит спасти большие финансовые средства". Не говоря уже о жизнях, здоровье, времени…

Для людей или для машин?

Самая большая ошибка всех команд, управлявших Киевом, состоит в том, что они не интересовались общими закономерностями функционирования городского транспорта, считает Сергиенко. А можно было бы изучить давно накопленный западный опыт. Эксперт напомнил, что в Лондоне метро начало функционировать в 1863 году, в Нью-Йорке – в 1868 (в Киеве – в 1960, почти на век позже).

"Одна из общих закономерностей есть в американских учебниках: главный постулат в том, что усовершенствование дорожно-транспортной сети не решает проблему транспорта в городе. Наоборот, чем больше строится скоростных дорог, проспектов, развязок, тем ситуация становится хуже", — сказал Сергиенко, пояснив, что "все это провоцирует людей садиться в частный автомобиль — проблема только нарастает".

К этому следует добавить проблему парковок. Петрук напомнил: в Киеве на более чем миллион зарегистрированных автомобилей всего 20 тысяч парковочных мест – "возникает вопрос, а где паркуются остальные?". И куда идут большие "парковочные" деньги? Решение есть: "в некоторых странах… для того, чтобы приобрести автомобиль, нужно доказать властям, что ты имеешь место для его хранения".

По словам Аганина, необходимо использовать опыт других столиц, повысив стоимость парковок и сделав платным въезд в центр города.

Можно решать транспортную проблему, строя все новые дороги, развязки и т.д. По такому пути идут в Америке. Мы тоже можем "залить Киев в бетон", ездить будет удобно, но жить – не очень-то комфортно, сказал Петрук. Поэтому киевлянам надо решить, в каком городе они хотят жить – в городе для автомобилей или в городе для людей? По крайне мере, необходимо найти баланс.

Киевлян пересадят на электричку

Альтернатива известна давно – общественный транспорт, отметил Сергиенко. Но как раз эта система в Киеве уже 20 лет разрушается в угоду застройщикам, желающим получить самые лакомые земельные участки, как правило, в центре города – и теперь "киевляне пожинают плоды, фактически расплачиваясь за жадность застройщиков".

Сергиенко выразил надежду на то, что команда Виталия Кличко уделит этой проблеме должное внимание.

С необходимостью развития общественного транспорта согласился Виктор Петрук. Он отметил, что это не только экономично, но и справедливо — "сегодня, по сути, проблемы автомобилистов решаются за счет людей, которые автомобилей не имеют, за счет пассажиров общественного транспорта".

По его словам, сейчас впервые в Киеве разрабатывается транспортная модель города, которая позволит проверять в числовых значениях "транспортные гипотезы" (где и что строить) и учитывать объективные потребности жителей.

Петрук отметил, что для решения транспортных проблем Киева необходимо развивать систему скоростного рельсового транспорта, основой должна стать городская электричка, ее модернизация обойдется гораздо дешевле, чем строительство новых веток метро.

Что до стоимости проезда в общественном транспорте, то, по словам чиновника, городские власти не должны стремиться непременно заработать на общественных перевозках: "это альтернатива индивидуальному транспорту, надо его стимулировать, а для этого тарифы должны быть взвешенными".

Самое читаемое
    Темы дня