наверх
07.05.202403:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тень налоговой реформы Яценюка

(обновлено: )154313
Во вторник, 12 августа, Яценюк во второй раз представит ВР проект налоговой реформы. Правительство еще раз попробует убедить народных избранников, что сократить ставки налогов – значит расширить налоговую базу.

Василиса Прыткова

Премьер Арсений Яценюк должен запомниться в политической истории не только как премьер-"кулявлоб", но и как реформатор всего сущего в экономике.

Во вторник, 12 августа, премьер во второй раз представит Раде проект т.н. налоговой реформы. В первый раз, в исторический день, 25 июля, депутаты не прониклись новизной подхода по сокращению ставок основных налогов. Тогда впечатлительный премьер подал в отставку прямо на заседании Верховной Рады из-за отказа депутатов утвердить правительственную концепцию реформирования налоговой системы, НАК "Нафтогаз Украины" и одновременно провести секвестр бюджета на 2014 года.

Правительство еще раз попробует убедить народных избранников, что сократить ставки налогов – значит расширить налоговую базу. Почему финансовый блок Кабинета министров во главе с Минэкономразвития (ведомство Павла Шереметы возглавило эту налоговую реформу) уверен, что в благодарность за снижение ставок бизнес перестанет выводить средства в тень и начнет честно платить налоги. 

Главной новацией нынешней реформы системы налогообложения подается существенное сокращение налогов и сборов, с 22 до 9. Кабмин предлагает оставить базовые налоги — на прибыль, на добавленную стоимость, акцизный налог, ресурсный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, а также фиксированный сельскохозяйственный налог и единый налог, который предприниматели оплачивают по упрощенной системе налогообложения. 

Авторы документа также предлагают упразднить из-за неэффективности ряд специальных надбавок и сборов, государственные пошлины, туристический сбор, рентную плату за нефть, экологический налог, плату за пользование землей и водой. Эти сборы будут объединены в уплате акцизного налога, экологического налога, рентной платы, налога на недвижимое имущество в едином налоге.

Кроме сокращения числа налогов, авторы реформы планируют изменения в ставках налога на доходы физлиц и Единого социального взноса (ЕСВ), который выплачивает работодатель. Ранее бизнес сетовал, что налоговая нагрузка на зарплату в размере 46% заставляет расплачиваться с работниками конвертами. В то же время органы, ответственные за формирование и наполнение бюджета, отмечали, что компенсаций в виде других налогов, которые можно повысить, чтобы нивелировать потери от уменьшения ЕСВ, нет. 

Примечательно, что из варианта налоговой реформы исчезла норма о снижении НДС с 20% до 7 и 17%. Кабмин оставил идею ввести ставку в 7% НДС между плательщиками налога в сфере добычи, промышленности, оптовой торговли, а 17% — для неплательщиков, в розничной торговле. От этого отказались. Так же, как и от новой схемы уплаты налога на прибыль предприятий. Налог на прибыль предприятий предлагается платить после формирования расходов на модернизацию производства и выплату дивидендов акционерам. 

Фактически новый вариант налоговой реформы снижает риски сокращения платежей в бюджет, которые были так явно видны в первой версии документа. Главной целью реформы вкупе с изменением системы отчетности является изменение налогов на доходы граждан и выплат, которые работодатель начисляет на фонд заработной платы.

В рамках налоговой реформы предлагается также почти вполовину сократить размер Единого социального взноса (ЕСВ) с 36,77%, действующих ныне, до 15 — 19%. ЕСВ уплачивает с зарплаты работодатель, и собственники давно требовали от исполнительной власти сократить его размер. Исполнительная власть, правда, всегда задавала вопрос, чем компенсировать? По расчетам авторов налоговой реформы, если сейчас поступления от ЕСВ составляют 189 миллиардов гривен, то после реформы они снизятся до 141 – 143,4 миллиардов гривен. 

В состав ЕСВ входят взносы на социальное страхование на случай безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, несчастных случаев на производстве. Видимо, авторы посчитали, что с уменьшением выплат страховые случаи станут наступать в два раза реже. Одновременно с понижением ЕСВ предлагается увеличить ставки на доходы физлиц. Сейчас доходы до 10 минимальных зарплат (МЗ, в 2014 году – это 12180 гривен) облагаются по ставке 15%, а превышение облагается по ставке 17%.

Новая модель налога на доходы физлиц оставляет 15% на сумму до 10 МЗ, а доходы от 10 до 17 МЗ облагается 20% налога к части превышения. На доходы свыше 20706 тысяч гривен применяется ставка 25% в части превышения суммы в 10 МЗ. Всего у правительства шесть моделей налога на доходы физлиц. Предлагается несколько вариантов начисления 20% налога, например, на доходы от 10 до 40 МЗ. В то же время возможно снижение дохода, который облагается 15% налога, от 1 до 5 МЗ с дальнейшим применением ставки в 20% на доходы от 1 (3 или 5) МЗ до 17 МЗ.

На пассивные доходы граждан (дивиденды, которые платятся гражданам, неплательщикам налога на прибыль) предлагается установить ставку в 15% вместо действующих ныне 5% налога на доходы физлиц.

Из графической презентации налоговой реформы можно сделать вывод, что главным объектом упорядочивания налогообложения остаются граждане. Бизнесу понижают ставку ЕСВ, а гражданам сохраняют текущий "военный сбор", который, вероятно, трансформируется в 17 или 20% на доходы, превышающие минимальный заработок.

По мнению первого заместителя директора Национального института стратегических исследований Ярослава Жалило, в текущих условиях украинской экономики стимулирующий эффект для бизнеса от снижения налогов будет ослаблен.

"Это извечная проблема – баланс налоговых ставок и базы налогообложения. Этого всегда боялись, думаю, опасаются и сейчас", — сказал экономист. Он напомнил, что между снижением налогов и ростом активности есть определенный лаг. "Бюджет нужно наполнять здесь и сейчас, а эффект от снижения налогов можно ожидать спустя определенное время. А лаг в нынешней ситуации будет больше, чем обычно, в связи со снижением экономической активности, поэтому стимулирующий для развития экономики эффект от снижения налогов будет ослаблен", — считает Жалило.

С другой стороны, он убежден, что Украине требуется налоговая реформа и снижение ставок налогов. По его мнению, новые система налогообложения сможет заработать не раньше 2016 года, если будет соблюдена процедура, и изменение налогов состоится до начала бюджетного процесса следующего года.

Самое читаемое
    Темы дня