наверх
25.04.202418:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоговая реформа Яценюка – бомба замедленного действия

Экономика Украины (535)

(обновлено: )474536
В той ситуации, в которой находится Украина, сокращать налоги можно, но вот на результаты пенять, может, уже и некому будет, пишет Марат Пригожин.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Боевые действия на Востоке Украины стимулируют правительственное нормотворчество. В апреле Кабмин создал рабочую группу по подготовке изменений в налоговый кодекс. Не прошло и трех месяцев, как группа ведомств, под руководством Минэкономразвития Украины, выдала на гора проект новой налоговой системы государства.

Первое, что бросается в глаза — удивительная легкость, с которой авторы концепции сокращают налоговую базу. Документ предусматривает сокращение НДС и единого социального взноса (ЕСВ).

По мнению авторов концепции, действующая налоговая система не обеспечивает сбалансированной налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В целом, реформирование налоговой системы должно стимулировать экономические процессы в Украине. Насколько подходят эти красивые слова к текущей ситуации? Часть экономического потенциала страны безвозвратно сейчас теряется на "восточном фронте" — там гибнут люди и производства вместо того, чтобы по мере сил работать на стабилизацию ситуации в экономике страны. На востоке же в боевых действиях уничтожаются и налогоплательщики, которые должны "вытянуть" своими налогами социальные обязательства государства по отношению к своим гражданам. В общем, текущая ситуация несколько не отвечает условиям проведения налоговой реформы, для нее требуется в первую очередь политический консенсус и математический просчет последствий от изменений налогов. Минэкономразвития вместе с "финансовым" блоком правительства предлагает ряд шагов, которые приведут к сокращению количества налогов, но, вероятно, они не намного снизят налоговую нагрузку.

Согласно мнению авторов концепции налоговой реформы, в Украине следует оставить базовые налоги — на прибыль, на добавленную стоимость, акцизный налог, ресурсный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, а также фиксированный сельскохозяйственный налог и единый налог, который предприниматели оплачивают по упрощенной системе налогообложения. Авторы документа также предлагают упразднить как неэффективные ряд специальных надбавок и сборов, государственные пошлины, экологический налог, плату за пользование землей и водой, туристический сбор, рентную плату за нефть. В итоге из действующих 22 налогов и сборов останется 8. При этом авторы документа планируют радикальные сокращения и изменения в ставках налогов, формирующих доходную часть бюджета — НДС и налог на прибыль предприятий. Не избежал изменений и размер единого социального взноса, который ранее никто не хотел понижать из-за отсутствия поступлений, компенсирующих такое решение.

Концепция налоговой реформы предлагает формулу НДС в виде 7 и 17% вместо нынешних 20%. Предполагается, что 7% ставки НДС будут действовать между плательщиками налога в сфере добычи, промышленности, оптовой торговли, а 17% — для неплательщиков, в розничной торговле. Новая схема уплаты НДС, по мнению авторов реформы, принесет в бюджет дополнительные 70 млрд грн за счет ликвидации теневых схем. Возможно также понижение розничных цен на 2,5%. Кроме сокращения ставки налога предлагается введение т.н. НДС-счетов, с помощью которых плательщики будут рассчитываться с бюджетом.

В рамках налоговой реформы предлагается также почти вполовину сократить размер Единого социального взноса (ЕСВ) с 36,77% действующих ныне до 18%. ЕСВ уплачивает с зарплаты работодатель, и собственники давно требовали от исполнительной власти сократить его размер. Исполнительная власть, правда, всегда задавала вопрос, чем компенсировать? В состав ЕСВ входят взносы на социальное страхование на случай безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, несчастных случаев на производстве. Видимо, авторы посчитали, что с уменьшением выплат страховые случаи станут наступать в два раза реже. Кроме того, из ныне существующих четырех фондов, каждый из которых ведет свой "профиль" будет создан единый Фонд социальный защиты. Это, считают авторы документа, уменьшит коррупционные риски и сократит бюджетные затраты на содержание фондов. Ликвидация всего, чтобы побороть коррупцию — это оригинальное, чисто украинское решение. Зачем оставлять действующие четыре фонда, если можно потом сколотить "монстра".

Налог на прибыль предприятий предлагается платить после формирования расходов на модернизацию производства и выплату дивидендов акционерам.

Все эти новации, по мнению авторов концепции налоговой реформы, послужат, в первую очередь, расширению налоговой базы. В основе этих предположений должны лежать расчеты, которые подтверждают эти выводы. С другой стороны, всегда может случиться непредвиденный, но очень жизненный вариант: налоги снизятся, а поступления в бюджет сократятся. Чем это грозит? Из налогов юридических и физических лиц — на прибыль, НДС, на доходы граждан — формируются такие расходные статьи как выплаты бюджетникам, нетрудоспособным, пенсионерам. Например, естественное сокращение трудоспособного населения помноженное на потерю Крыма и поток беженцев из Донбасса приведет к неконтролируемому росту дефицита бюджета Пенсионного фонда. До недавнего времени дефицит ПФУ составлял треть официального дефицита бюджета, а теперь добавится еще десяток процентов. Но пенсионерам не объяснишь, что теперь отчислять в ПФУ стали меньше, т.к. работников поубавилось. Значит, нужно добавлять на пенсии с других налогов. С каких? С тех, которые сократятся? Тогда и добавить будет нечего.

Вообще желание радикально понизить налоги, чтобы выгодно отличаться от "режима Януковича" напоминает обыкновенный популизм. Если просто сократить ставки налогов, тем более не на проценты, а в разы, значит, кроме расширения налоговой базы должны быть предусмотрены еще компенсаторы потерь. Об этом в концепции не говорится ничего.

В желании привлечь бизнес из тени за счет понижения налогов есть и определенный психологический просчет. Бизнес работает в тени не только потому, что боится за свое благополучие, но и чтобы не платить налоги. Не важно, на какую сумму прячутся налоговые обязательства: это все равно идет в доход, а не в расход. Следуя этой логике, часть бизнеса, которая не платила налоги при действующих ставках, не будет платить и при пониженных. Это распространяется не только на минимизацию НДС, но и на уплату ЕСВ — зарплата в конвертах никуда не денется, как бы на это не рассчитывали наши чиновники, имеющие дело с наполнением и планированием бюджета.

В той странной ситуации, в которой находится Украина, сокращать налоги можно, но вот на результаты пенять, может, уже и некому будет. Налоговый эксперимент стоит поставить, чтобы выяснить, будет ли бизнес платить уменьшенные налоги или предпочтет оставаться в тени. Жаль только граждан, зависимых от государственных финансов: если в бюджете сократится доходная часть, то и расходная претерпит свои изменения.

Самое читаемое
    Темы дня