В минувший четверг состоялось внеочередное заседание Верховной Рады. Все вопросы, за исключением одного-единственного – возможной отставки премьера Арсения Яценюка – рассматривались за закрытыми дверями. Ни вопрос допуска международных экспертов к месту катастрофы малайзийского Boeing-777 в Донецкой области, ни поправки в бюджет и Налоговый кодекс, ни судьба газотранспортной системы, в которую Кабмин предлагал допустить иностранные компании – ничего из этого не показали журналистам.
В итоге нардепы поддержали изменения в госбюджет и Налоговый кодекс, ратифицировали соглашения с Нидерландами и Австралией по расследованию авиакатастрофы. А законопроект о реформировании управления газотранспортной системой вновь не поддержали. Как и отставку премьер-министра.
Подробнее о вчерашних событиях в парламенте радиостанция Голос Столицы поговорила с политтехнологом Екатериной Одарченко и с экс-министром экономики Владимиром Лановым.
Госпожа Одарченко, вчера мы наблюдали синхронность в принятии решений почти по всем вопросам. Почему такая резкая консолидация?
– В последнее время в отношении политики президента Порошенко звучало слово "неопределенность". Люди выбрали его с ожиданиями мира, с ожиданиями ратификации соглашения об ассоциации, но этого не произошло. И поэтому, когда журналисты начали максимально активно продвигать тему о существовании глобального кулуарного конфликта, перед господином Порошенко предстало серьезное испытание. Но сейчас информационная кампания будет вестись вокруг того, что Порошенко может объединять вокруг себя признанных профессионалов, в частности, господина Яценюка, и таким образом будет усиливаться этот миф о замечательном организаторе Порошенко.
В политических кругах все чаще прогнозируют Арсению Яценюку роль лидера президентской партии "Солидарность". Это возможно?
– Ситуация следующая. С одной стороны есть конфликт между командой Арсения Яценюка и Юлии Тимошенко. Соответственно, можем логично предположить, что Арсений Яценюк ищет других политических партнеров. С другой стороны, если Яценюк станет №1 в президентской партии, то это прибавит рейтинга господину Порошенко, но это снизит восприятие Арсения Яценюка как автономного политика, автономного лидера.
Можно вчерашний день назвать стартом избирательной кампании?
– Да, безусловно. Это был старт избирательной кампании.
Господин Лановой, можно ли говорить, что вчера парламент предупредил финансовый кризис?
– У нас, к сожалению, кризис продолжается, и за последние два месяца он обострился. Правительство должно было сделать соответствующие коррекции расходов. К сожалению, мы сейчас переживаем кризис на Донбассе, что требует другого бюджета, более ориентированного на военные нужды. Именно это сделало правительство. Без этого решать сегодняшние проблемы было бы невозможно.
Как расценивать слова премьера о том, что Украина никогда не объявит дефолт?
– Мы вышли из преддефолтного состояния, прежде всего, благодаря помощи Международного валютного фонда, а также благодаря переориентации газовых поставок из России на западные источники. Нет дисбаланса в украинской торговле, доллар является достаточно дорогим. В результате мы можем говорить, что спрос и предложение нашли определенное равновесие и дефолт отложен. Я думаю, что его вообще не будет.
Насколько обосновано введение 1,5% "военного" налога для физических лиц?
– Наиболее стабильным доходом в обществе является заработная плата и другие трудовые доходы граждан. И поэтому именно на них Минфин наложил этот дополнительный налог, чтобы гарантировать увеличение доходов и покрытия дефицита. Вообще не хватает где-то 14 миллиардов, и этот налог является наиболее весомым вкладом в погашение такого дисбаланса. Хотя это, конечно, не является конструктивным решением с точки зрения решения внутренних экономических проблем.
Какими должны быть следующие шаги правительства для стабилизации экономической ситуации?
– Нужно проводить реформы, направленные на активизацию предпринимательства, повышение конкуренции, на изменения налогового характера в отношениях между государством и налогоплательщиками. Нам нужно стабилизировать финансовую систему, ведь, к сожалению, курс гривны продолжает падать. В этом контексте необходимо провести реформу денежного кредитного сектора, а также Национального банка, его операционной и резервной деятельности.