наверх
04.05.202414:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Миротворец ли Лукашенко?

Международная реакция на обострение ситуации в Украине (3073)

(обновлено: )135741
Для многих российских экспертов стало неожиданностью не только участие Александра Лукашенко в инаугурации Петра Порошенко, но и те заявления, которые президент Белоруссии сделал в Киеве, отмечает Иннокентий Адясов.

Иннокентий Адясов, эксперт – МИА "Россия сегодня"

Для многих российских экспертов стало неожиданностью не только участие Александра Лукашенко в инаугурации Петра Порошенко (как известно, Москва в тот момент высказывала сомнения в легитимности нового президента Украины), но и те заявления, которые президент Белоруссии сделал в Киеве.

Отдельные СМИ даже попытались представить дело так, что Лукашенко высказался в поддержку АТО на Юго-Востоке. Но эти эксперты или не услышали, или не захотели услышать основной месседж белорусского президента: "Но сначала разберитесь, кто террорист. А то поубиваете своих".

То есть в крайне осторожной форме Лукашенко призвал своего украинского коллегу Порошенко подумать о причинах конфликта на юго-востоке страны и начать искать пути к компромиссу.

Минск как площадка переговоров

10 июля — весьма примечательная дата не только для современной Белоруссии, но и для всего постсоветского пространства: ровно 20 лет назад, 10 июля 1994 года, в стране прошел второй тур президентских выборов, победу на которых одержал Александр Лукашенко (набрав 80,1 % голосов).

20 лет у власти – это целая эпоха, причем Лукашенко всегда был (особенно в период президентства Бориса Ельцина) весьма заметной фигурой и на российской политической сцене.

Первый и пока единственный президент Республики Беларусь всегда имел свое особое мнение обо всех процессах, которые происходили и происходят на постсоветском пространстве. Не стал исключением и нынешний, преходящий в гражданскую войну кризис на Украине.

Находясь в Киеве, белорусский президент опровергал свое желание стать посредником во внутриукраинском конфликте: "Никогда мне эту роль не предлагайте". Но сигнал Минска был понят четко.

Чуть позже киевские власти сделали заявление, что третье заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины может пройти в Минске.

Правда, после возобновления операции на Юго-Востоке, эта идея больше не озвучивалась, но логика вещей (невозможность военным путем решить вопрос будущего "народных республик") неизбежно приведет к востребованности формата контактной группы. И Минск может стать очень удобной площадкой для поиска мирного решения украинского кризиса.

Вряд ли политический, экономический и военный вес Белоруссии таков, чтобы реально влиять на позиции России и Украины.

Но Минск имеет во многом уникальную возможность стать модератором прямых переговоров между Киевом и Юго-Востоком при участии Москвы. Белорусская позиция (моментами ее называют излишне сдержанной) не вызывает отторжения ни у киевских властей, ни у политических лидеров Юго-Востока. И в этом основное преимущество Александра Лукашенко как возможного посредника и модератора переговоров.

Москве, в свою очередь, нужен дружественный канал коммуникаций с Киевом помимо структур ОБСЕ и ООН, где российские предложения часто блокируются еще до начала их рассмотрения.

А как отреагирует Запад на возможную посредническую миссию Лукашенко?

Рука дружбы Запада

После событий декабря 2010 года (попытки организовать "васильковую революцию" в Белоруссии во время подведения итогов президентских выборов и ее достаточно жесткое – но без человеческих жертв – подавление белорусскими силовиками) Запад по факту отказался от политики "осторожной оттепели" в отношениях с Александром Лукашенко.

Санкции ЕС и США в отношении Минска были усилены.

Однако все стало резко меняться с развитием украинского кризиса и усилиями Москвы закрепить за собой новый геополитический статус.

Запад резко потеплел по отношению к Минску: ЕС даже решил в рамках "Восточного партнерства" создать специальные программы сотрудничества с Белоруссией. Проект получил весьма громкое название "Реформа" и охватывает 16 направлений. Пока он рассчитан на два года.

Формально ЕС, который и финансирует это проект, ставит условием экономических уступок Минску начало политического диалога между властями и оппозицией с целью "модернизации белорусского общества".

Но пока, как отмечают белорусские эксперты, Александру Лукашенко удалось "продавить" начало экономических переговоров с Брюсселем без серьезных политических уступок.

ЕС заявляет о возможности облегчения доступа ряда белорусских товаров на европейский рынок, Вашингтон пока осторожно говорит о возможности снятия визовых ограничений с белорусских чиновников.

Судя по всему, Брюссель готов согласиться с посреднической ролью Лукашенко в украинском кризисе при условии, что белорусский президент будет прислушиваться к рекомендациям евросоюзной дипломатии.

Киев, Минск, Москва, Брюссель

Надо ли Москве опасаться потепления отношений между Минском и Брюсселем?

Видимо, нет, если это сближение, хоть в какой-то мере будет способствовать прекращению кровопролития на Украине, и в этом в позиции Москвы и Минска совпадают – война идет в соседней братской стране.

И вряд ли Александр Лукашенко накануне возможных досрочных президентских выборов готов пойти на внешнеполитические шаги, которые вызовут непонимание в Москве.

Финансовая ситуация в Белоруссии улучшается, но она улучшается в первую очередь за счет тех преференций, которые Лукашенко получил от России в рамках Таможенного союза и создаваемого ЕАЭС.

Александр Лукашенко за 20 лет у власти хорошо понял, как бывает изменчива политика ЕС, и он явно не готов менять реальные преференции на некие расплывчатые обещания.

Стоит надеяться, что действительно огромный политический опыт белорусского президента поможет Украине выйти из глубочайшего кризиса с минимальными жертвами.

Самое читаемое
    Темы дня