наверх
02.05.202408:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: страна теряет 2,5% ВВП в год из-за смертей на дорогах

(обновлено: )22820
Жизнь человека в Украине стоит 400 тысяч долларов, а в ЕС этот показатель составляет от миллиона до двух миллионов долларов, сообщила в эфире «ГС» координатор программы Traffic Challenge Ольга Дробышева.

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Стоимость жизни украинца оценивается в среднем на уровне 219 тысяч долларов. Таковы результаты исследования по количеству убытков государства от ДТП, в которых зафиксированы смертельные случаи в прошлом году.

Общий экономический убыток от ДТП в Украине составляет 27 миллиардов гривен. Исследование в Украине впервые инициировала Национальная программа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей и молодежи Traffic Challenge. Координатор программы Ольга Дробышева в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала: мало или много сегодня стоит жизнь жителя Украины.

Расскажите подробнее о вашем исследовании. И 219 тысяч долларов на человека — это много или мало?

— Исследование мы провели первый раз в Украине за всю историю ее независимости. Оценка стоимости жизни — это практика "маст-хэв" во всех цивилизованных странах, потому что от этой цифры начинают считать бюджеты и планирование безопасности дорожного движения. Также считаются страховщики, и также от этих цифр отталкиваются в юридической практике, когда вот мы смотрим американские или какие-то другие фильмы, и знаем, что люди за нанесение каких-то телесных повреждений, угрозы жизни, здоровью, морального ущерба, отсуживают у стороны, которая нанесла этот ущерб, значительные деньги. У нас в стране этой практики до этого не было, потому что у нас не было этих цифр. Со вчерашнего дня официально эти цифры оглашены, все цифры заверены международным аудитором, компанией BDO, которая работает в 150 странах мира. И этот вердикт, он согласно всем международным нормам, соответствует и международным стандартам, и все цифры подтверждены, и могут быть использованы для любой практики.

Что касается самих цифр, мы выбрали три методики. Есть методика, это по минимальной оценке, то есть, когда мы оцениваем только убытки государства на основании официальных цифр, которые государство платит. Мы знаем, что в нашей стране очень маленькие платежи и по инвалидности, и по зарплате, и поэтому, когда мы оцениваем сами убытки государства на основе этих официальных данных, у нас получились такие маленькие цифры, что убытки государства от смерти человека около 80 тысяч долларов составляют всего-лишь. А если мы говорим об убытке государства за год от всей смертности от ДТП, то это около 0,5% ВВП. Если мы берем европейскую практику, то по этой методологии у нас получилась уже другая цифра. У нас получилось, что Украина теряет 2,5% ВВП ежегодно от смертности и травматизма на дорогах. И стоимость жизни по его методике составляет 400 тысяч долларов США. И если смотреть объективно на эту ситуацию, эта оценка более верна. Потому что она учитывает реальный ВВП государства, отталкивается от валовых показателей и тут меньше действует фактор теневой экономики. Потому что мы знаем, что многие люди у нас не живут на две тысячи гривен, те, которые официально государство платит зарплат и так далее. Именно поэтому такая разница получается у нас почти в семь раз. Мне кажется, что подход европейский более применим и от него стоит отталкиваться, особенно если мы будем вести переговоры с инвесторами, потому что им это будет понятно, потому что так работают в Европе. Так они выделяют деньги на какие-то проекты и понимают KPI, это показатель эффективности работы с проектом. То есть, на что были потрачены деньги, и как изменились результаты. Сегодня у нас есть уже эта отправная точка, от которой мы можем отталкиваться.

Могу еще сказать, что в минуту мы теряем около 86 тысяч гривен. Ежеминутно. Мы говорим, в стране нет денег. Если мы будем бороться с дорожно-транспортным травматизмом правильно, экономическими методами, и снижать вот этот убыток государства, мы уже будем иметь серьезную экономию. Мы хотим двигаться в сторону Европы и в области стандартов жизни, и, соответственно, стоимость жизни наша тоже должна приходить к каким-то европейским нормам.

Читайте также: Видеофиксация ПДД не гарантирует прогресс по штрафам – юрист

В сравнении с другими европейскими государствами, насколько стоимость жизни украинца меньше или больше?

— Меньше. К сожалению, меньше, но тут, как я говорила, есть фактор теневой экономики, а, во-вторых, у нас очень сильно за последние несколько лет курс доллара, курс евро изменился, и поэтому, соответственно, гривна девальвировала. То есть, если посмотреть по цифрам, то в принципе это достаточно объективные цифры, которые мы сегодня имеем, из-за экономической ситуации и политической. Но если смотреть оценку, что жизнь человека стоит 400 тысяч долларов, то в Европе в среднем стоимость жизни оценивается от миллиона до двух миллионов долларов. То есть мы не так уж сильно отстаем. Да, нам есть куда расти, но у нас также консультантами были эксперты из стран Европы, в том числе с Прибалтики. И этот эксперт рассказывал, что они тоже, когда начинали плановую работу по безопасности дорожного движения, им надо было оценить жизнь, для того, чтобы получить инвестиции, для того, чтобы международные деньги зашли, то у них тоже вышла небольшая сумма изначально. Но за за 10-15 лет эта цифра постоянно росла, то есть стоимость жизни людей росла. Соответственно, растет качество жизни, и люди начинают больше ценить свою жизнь, больше отстаивать ее и меньше рисковать. То есть очень важно донести эту цифру до мозга каждого украинца, чтобы он понимал, чего он стоит и чего стоит, допустим, другой человек, которому он может нанести ущерб. Все это делает людей более организованными и безопасность в стране растет, безопасность на дорогах, потому что стоимость жизни определяет качество жизни людей.

Ранее директор центра транспортных стратегий Сергей Вовк заявил в эфире "ГС", что для наведения порядка на дорогах нужен не японский опыт, который собрался перенимать Арсен Аваков, а политическая воля и система жестких штрафов.

Самое читаемое
    Темы дня