наверх
29.03.202408:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Видеофиксация ПДД не гарантирует прогресс по штрафам – юрист

(обновлено: )35221
Автоюрист Владимир Караваев в эфире "ГС" отметил, что сначала нужно внести изменения в законодательство, а потом искать деньги и устанавливать камеры видеонаблюдения на украинских дорогах.
Комплекс автофиксации нарушений ПДД. Архивное фото

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

Для обеспечения на украинских дорогах порядка, необходимо полтора миллиарда долларов. По словам главы МВД Арсена Авакова, эти деньги нужны на введение видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Также уже приглашена международная финансовая организация для проведения международного конкурса по привлечению инвестиций.

Реально ли оснастить украинские дороги видеокамерами, и повлияет ли это на количество ДТП, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы автоюрист Владимир Караваев.

Для обеспечения на украинских дорогах порядка, необходимо полтора миллиарда долларов. По словам главы МВД Арсена Авакова, эти деньги нужны на введение видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Также уже приглашена международная финансовая организация для проведения международного конкурса по привлечению инвестиций.

Реально ли оснастить украинские дороги камерами и повлияет ли это на количество ДТП, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы автоюрист Владимир Караваев.

Насколько полтора миллиарда долларов подъемная сумма? Она обоснована?

— Не знаю, откуда эта сумма взялась. Если исходить из того, что предварительно говорили — три тысячи камер поставят, потом я слышал цифру шесть тысяч. Я могу просто сказать, что любой может заняться арифметикой, что самая дорогая камера, которую я встречал, — это камера с лазерным лучом. Ее стоимость порядка десяти тысяч долларов. Естественно, необходимы деньги, чтобы еще построить систему, для того, чтобы сервера закупить, потому что колоссальный объем информации. Поэтому это, наверное, у министра надо спросить, откуда сумма в полтора миллиарда.

Давайте представим тепличные условия. Сколько по Украине приблизительно нужно камер?

— Если исходить из того, что камеры, в первую очередь, необходимо поставить на аварийно опасных участках дорог, таких участков где-то порядка 2500-2700. Скажем, до трех тысяч. Это на первом этапе.

Есть ли смысл в привлечении международной финансовой организации?

— Это право МВД, организации работать с инвесторами, но, лично я, с потенциальными инвесторами, которые хотят деньги в Украину именно под автоматическую автофиксацию, я уже больше года общаюсь. У нас же есть уже печальный опыт 2010-го года, начиная с 2008 по 2010, мы уже проходили автоматическую фотофиксацию, мы письма счастья проходили, и все инвесторы прекрасно эту историю знают. Поэтому они задают вопрос: скажите, пожалуйста, то, что произошло в 2010 году, мы знаем о том, что решение Конституционного суда, и мы знаем мотивировочную часть, почему это решение появилось. Что в нашем законодательстве изменилось? У нас была статья 14 прим. 1, теперь появилась статья 14 прим. 2, и принципиальная разница только в том, что в статье, которую отменял Конституционный суд, там ответственность в случае автоматической фиксации правонарушений, возлагалась на владельца или совладельца транспортного средства. А теперь такая ответственность будет возлагаться, вернее, предполагают ее возлагать на лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, то есть, по сути, тот же самый владелец. Поэтому ничего там не изменилось. Поэтому инвестор говорит четко: мы не готовы рисковать деньгами, понимая, что может появиться либо решение Конституционного суда, либо на основании решения того же Конституционного суда водители будут обжаловать эти письма счастья. То есть для них эта ситуация абсолютно очевидна.

То есть сначала нам нужно урегулировать все это законодательно, юридически, только потом говорить о деньгах?

— Абсолютно верно. Начинать надо из законодательства. Меня только удивляет позиция МВД, потому что в ВР неоднократно проводились слушанья в профильном комитете, куда приглашались представители МВД. И туда приглашались эксперты тех стран, где успешная автоматическая фотофиксация работает. И когда происходит такая дискуссия, эксперты говорят: извините, законодательство не позволит сюда прийти инвестору. И когда должностные лица со стороны полиции, МВД говорят: ничего страшного, мы там запустим автоматическую фотофиксацию, а потом законодательство доработаем. У всех абсолютно это вызывает огромное удивление. Как можно запускать, а потом дорабатывать. Все наоборот: сначала надо создать законодательство, жесткое, чтобы ни у кого не было никаких сомнений, а потом после законодательства надо уже говорить инвестору, что мы готовы запускать. И инвестор еще задает интересный вопрос. Вот буквально недавно, когда обсуждался бюджет на следующий год, они задали очень простой вопрос: скажите, а в бюджете предусмотрена хоть какая-то сума на внедрение автоматической фотофиксации? И когда мы говорим, нет, не предусмотрено, инвестор опять же задает интересный вопрос: а если государство Украина не готово инвестировать в эту автоматическую фотофиксацию, о необходимости которой они так активно рассказывают, почему мы должны это делать? То есть государство не верит в этот закон, а мы должны поверить?

Читайте также: Возвращение автофиксации нарушений ПДД закончится ничем – эксперты

То есть МВД собирается искать деньги, чтобы закупить абсолютно бесполезные с юридической точки зрения довольно недешевые приборы?

— Закупить можно. Я предполагаю, что можно найти инвестора. Я предполагаю, что можно закупить оборудование, можно его запустить, можно запустить рассылку счастья. Но я абсолютно уверен, что при действующем законодательстве ни один штраф не будет оплачен, потому что механизм обжалования таких постановлений очень простой. Достаточно открыть решение Конституционного суда, почитать все и можно ставить в основу обжалования. Потому что ни один суд не сможет отказать в таком исковом заявлении, в его удовлетворении по одной простой причине: потому что оно будет ссылаться на нормы Конституции, а это нормы прямого действия.

Как вы считаете, камеры способны стать мерой, которая будет способствовать уменьшению нарушений?

— Это уже больше вопрос практики по внедрению фотофиксации, потому что если исключительно мы будем идти путем установки стационарных камер, которые будут фиксировать скорость, то мы не получим должного результата. Потому что сразу, как только камера будет установлена, на следующий день в интернете будет известно о месторасположении этой камеры. Я уверен, что тут же появится приложение для гаджетов, для мобильных телефонов, которое будет предупреждать водителя, что он подъезжает к зоне, где установлена такая камера. И поэтому да, если в этом месте в районе школы необходимо снизить скорость, камера даст результат. Водитель, зная, что там стоит камера, скорость будет снижать. Но с точки зрения штрафов либо возврата инвестиций, это абсолютно нереально.

По словам министра, установка камер видеонаблюдения в тестовом режиме показала огромное количество нарушений водителями. То есть они будут знать, что там есть камеры, будут объезжать и далее ехать с прежней скоростью.

— Это единственное, в чем я абсолютно согласен с министром. Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что каждая из трех камер или до десяти поставили, она фиксирует огромное количество нарушений по одной простой причине: водители знают, что там стоят камеры, но никаких последствий. Работает она себе в тестовом режиме, пусть дальше работает. Поэтому, естественно, что фиксирует огромное количество нарушений. То есть абсолютно бесполезный прибор. Он полезен был только для того, чтобы МВД, пытаясь найти инвестора, показало какие-то цифры. И они будут, каждая камера зафиксировала такое-то количество нарушений на определенную суму штрафа. Смотрите, сколько одна камера дает денег, и вы же инвестиции элементарно вернете. Но, на самом деле, это ж не так.

Ранее адвокат, правозащитник Егор Штокалов спрогнозировал в эфире "ГС", что благодаря отсутствию человеческого фактора, с помощью видеокамер будет регистрироваться больше случаев нарушений правил дорожного движения.

Самое читаемое
    Темы дня