наверх
26.04.202411:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нужно ли вводить обязательное ВНО для девятых классов. Мнение эксперта

(обновлено: )223
В Министерстве образования и науки выступили с инициативой о введении обязательного ВНО в 9 классе средней школы. Как заявила эксперт Оксана Макаренко, дополнительные экзамены будут стимулировать администрации школ улучшать качество преподавания.

Девятиклассников могут обязать проходить внешнее независимое оценивание. С такой инициативой выступает Минобразования. В то же время, в Министерстве пока не уточнили, по каким именно предметам будут проводить тест. Заместитель министра образования Павел Хобзей утверждает, что таким образом старшую школу отделят от средней.

В Минобразования также сообщили, что со следующего года не будут проводиться обязательные тесты в рамках ВНО по английскому языку.

Инициативу Минобразования о тестировании для девятиклассников в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала глава общественной организации "Родительский контроль" Оксана Макаренко.

Как родители реагируют на нововведения?

– Полного единодушия в родительской среде нет. Кто-то переживает, что дети и так перегружены, а дополнительные экзамены – это всегда стресс. Но лично я и большинство моих сторонников говорят о том, что это хорошо.

Независимое оценивание – это вопрос выявления качества образования. В прошлом году стало понятно, что 25% детей вообще не смогли сдать тест по украинскому языку даже на пороговом уровне «сдал – не сдал». И это ужасная ситуация, мы понимаем, что даже украинский язык преподается на очень низком уровне.

Если бы такой экзамен провели по математике или по физике, то я думаю, что результаты были бы хуже. Поэтому важно выявить качество образования раньше, в 9 классе, когда есть возможность подготовить ребенка к поступлению в ВУЗ, возможность что-то исправить.

В то же время, страшновато: какие последствия будет иметь независимый экзамен? Не откажут ли ребенку в переходе в 11 или 12 класс в школе? Я думаю, что нет. Это будет, скорее, статистическая информация, которая позволит выявлять качество преподавания в школе.

Хотелось бы, конечно, чтобы по результатам экзаменов кто-то понес ответственность за некачественную подготовку детей в школе. На сегодняшний день образование рассматривается больше как ценность, и непонятно, кому можно предъявить претензии о плохой подготовке ребенка.

Эти вопросы никак не урегулированы, до сих пор обсуждаются вопросы заказчика образования и многие другие аспекты реформы. Мне кажется, что нельзя это рассматривать в отрыве от целой системы реформирования образования.

Хотя сама по себе инициатива хорошая. Это дает возможность детям попробовать свои силы, понять, где их слабые места. Кроме того, возможность проводить независимое оценивание сократит моменты спекуляции с оценками. Оценки нельзя будет купить за деньги, их можно будет только честно заработать.

Каким образом будет подбиваться отчетность по итогам ВНО в 9 классе, если в системе невозможно найти виновного?

– Вы подняли очень важный кластер проблем, который мы бесконечно обсуждаем. Кто несет ответственность, кто заказчик образования, чему учат наших детей, – все эти вопросы сейчас находятся в стадии обсуждения.

Мы надеемся, что на них будут даны в новом законопроекте, который должен вот-вот быть представлен широкой общественности. Очень бы не хотелось, чтобы это оказалось очередной "филькиной грамотой" или возможностью просто закрывать плохие школы.

Сейчас фактор ВНО очень важен, потому родители, в основном, ориентируются о качестве школы по показателям ВНО. Конечно, есть риск, что после ВНО можно будет понять, какие школы готовят хорошо, а какие плохо. Будет ажиотаж в хорошие школы, а плохие школы будут пустовать.

Но, с другой стороны, это станет мотивом для школ обратить внимание на качество преподавания. При этом, сегодня у родителей нет механизмов влияния, кроме как перевести ребенка в другую школу.

Ранее координатор образовательных программ Гражданской сети "Опора" Ольга Стрелюк завила, что действия Генпрокуратуры в отношении руководства Центра оценивания качества образования выглядят попыткой дискредитировать систему независимого тестирования и отвлечь внимание общественности от проблем в стране.

По ее словам, чтобы не допустить срыва вступительной кампании в 2016 году, специалистам нужно уже сейчас разрабатывать новые тесты и изыскивать средства на новое оборудование.

Самое читаемое
    Темы дня