Лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко анонсировал чистку в таможне. Так, на этой неделе на рассмотрение Верховной Рады будет внесен проект закона "О выравнивании таможенных пошлин на всей территории Украины". По словам Луценко, принятие такого закона — единственный путь прекратить колоссальную коррупцию. В качестве примера он приводит расценки на таможне Киева и Киевской области: оформить товар в областном отделении по каким-то причинам стоит в 4,5 раза дешевле, чем в столичном. В этом политики и увидели коррупционную подоплеку.
О плюсах и минусах предлагаемого законопроекта радиостанция Голос Столицы поговорила с экспертом по вопросам таможенной политики Института общественных исследований Юрием Федчишиным.
Действительно ли существует проблема с неравномерностью пошлин?
— Она существует, но это далеко не единственная проблема. Проблема в том, что разрешаются различные подходы к разным импортерам, и это является корнем всех злоупотреблений, связанных с таможней. Но именно региональное выравнивание — это только частичное решение проблемы.
Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
— У нас слишком много решений принимается субъективно, а за границей почти все отдано на откуп программному обеспечению. Устанавливается нейтральная программа, которая отслеживает задекларированный товар и сразу сигнализирует о том, есть ли какие-то отклонения от нормы. Например, когда цена завышена по сравнению с другими товарами, или товар не совпадает с видами деятельности, которые являются обычными для этого импортера. То есть если импортер всегда импортирует технику, а на этот раз импортирует только упаковочное оборудование, то видно, что есть риск коррупции. В таком случае система сигнализирует, что нужно провести проверку, и таможенник не может не проверить. С другой стороны, это позволяет импортерам чувствовать себя безопаснее, потому что по отношению к ним не может быть немотивированных отказов.
То есть нужно полностью автоматизировать таможенную систему?
— Да, именно этим путем идут развитые страны, когда автоматизируется таможенная система, а также улучшается электронное отслеживание движения товаров. Это две важнейшие составляющие, которые нужно ввести.
А как вы расцениваете этот законопроект о выравнивании таможенных пошлин на всей территории Украины?
— Это пока только инициатива. Инициатив сейчас объявляется много, нужно смотреть, будут ли они подавать этот законопроект и как он будет выглядеть. Сама инициатива выглядит хорошо, но большинство таких инициатив остается лишь разговорами.
Почему такой большой разрыв размера пошлины между Киевом и Киевской областью?
— Здесь таможенная стоимость играет основную роль. Часто импорт происходит по схеме, когда товар экспортируется из одного государства, и добавляется посредник из оффшора, который уже перепродает в Украине по значительно заниженной стоимости, а основная стоимость растаможки — это цена контракта. То есть если таможня не оспаривает это, то она позволяет продавать по заниженной цене.
Вы, как эксперт, делали какие-то предложения по разработке системы автоматизации?
— Конечно, об этой системе говорил не только я. Это единственный путь, которым может развиваться система как налогового контроля, так и таможенного. Это минимизирует человеческий фактор. И европейские коллеги также постоянно подтверждают, что нужно развивать именно систему электронного контроля. Работа сотрудников таможенных и налоговых органов в Германии сводится лишь к тому, что они ждут сигнала системы. Система подает сигнал, что что-то не так, и только тогда они проверяют, что произошло на самом деле.
Читайте также: Бортник: Яценюк уйдет в отставку в ближайшие 2-3 месяца
Вы говорите, что предложения были, и не только от вас. Какие ответы получили от представителей Кабмина, таможенной службы?
— Ответы, как правило, таковы, что процесс продолжается, определенные люди пишут реформы и мы ждем, пока реформы будут написаны. То есть полноценного общения нет.
Ранее губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявил, что уравнивание тарифов на разных таможнях позволит существенно ограничить коррупционные потоки.